Главная -> Калейдоскоп -> Выпуск 3 ->

 

Искусство литературы в народные руки

 

Это было удивительное время. Горячий энтузиазм, целеустремленность, неиссякаемая творческая энергия, направленные на служение родине, на борьбу со всем, что мешало ее движению вперед, характеризовали деятельность лучших представителей русского общества. «В начале шестидесятых годов жизнь русская проснулась от долгой нравственной и умственной спячки, прозрела,— писал И. Е, Репин.— Первое, что она хотела сделать,— умыться, очиститься от негодных отбросов, от рутинных элементов, отживших свое время. Во всех сферах и на всех поприщах искали новых, здоровых путей. Молодость и сила, свежесть русской мысли царила везде, весело, бодро шла вперед и ломала без сожаления все, что находила устарелым, ненужным».

В борьбе за благо народа, за процветание родины немалая роль отводилась распространению культуры, просвещению. Русская интеллигенция, увлеченная благородными идеями переустройства общества, всячески хотела облегчить народу путь к знаниям. В стране, помимо земских школ и городских гимназий, стихийно возникали общедоступные воскресные «школы грамотности», «рисовальные школы», создаваемые передовой общественностью; в университетах читались открытые популярные лекции и сочинения по русской литературе и другим различным отраслям знаний.

Балакиревцы также стремились к активной общественной деятельности. Они страстно желали, чтобы музыкальное искусство получило распространение в наиболее демократических слоях населения. Ведь только при этом условии музыка может играть значительную роль в обществе, быть полезной людям, воспитывать их. Но как приобщить к музыке массы людей? Каким путем лучше всего нести музыкальные знания в народ? Как добиться того, чтобы музыкальное искусство было более доходчивым, более понятным самым широким кругам слушателей? Вопросы музыкального образования и музыкального просвещения постоянно служили предметом горячих обсуждений Балакирева и Стасова; они часто поднимались и на собраниях кружка.

Уже несколько лет музыкальным просвещением слушателей занималось Русское музыкальное общество. Оно окрепло и накопило опыт. Его концерты собирали много публики. Кроме симфонических, уже организовались и квартетные вечера. В начале 60-х годов Общество открыло свое отделение в Москве, а затем и в других городах страны.

Однако программы концертов (в них исполнялись преимущественно произведения общепризнанных европейских композиторов; русская и современная зарубежная музыка звучала редко), да и сама форма деятельности Русского музыкального общества не удовлетворяли балакнревцев. По их мнению, и то и другое мало отвечало интересам развития национальной музыкальной культуры.

Нужно было искать иные формы музыкальной пропаганды и музыкального образования русских слушателей.

Наиболее действенным является путь, когда люди привлекаются к непосредственному исполнению музыки; самый же доступный и самый массовый вид такого исполнительства — хоровое пение. Как расширилась бы демократическая аудитория слушателей, если добиться широкого распространения хорового пения в городской среде! Для осуществления этого нужны руководители и организаторы народных хоров, а их в России — считанные единицы...

У Балакирева и Стасова родилась мысль: создать музыкальную школу, в которой все желающие смогли бы бесплатно получить начальное музыкальное образование, участвуя в хоровом исполнении музыки. Друзей горячо поддержал энтузиаст хорового пения, старейший руководитель знаменитого шереметевского хора Гавриил Якимович Ломакин. Выходец из крепостной среды, Ломакин давно думал о том, как бы открыть доступ к музыкальному образованию для неимущих людей.

Втроем они мечтали о том времени, когда такая школа откроется «для народа, совершенно невежественного в деле искусства. Явятся люди с голосами необработанными, слухом неразвитым...» Но это не пугало энтузиастов. Они представляли себе, как эти люди составят хор школы и, готовясь к выступлениям в концертах,  на  практике будут  постигать  музыку,  а если бы в школу удалось привлечь различные любительские кружки, то из них можно было бы составить симфонический оркестр. Выступления же перед публикой будут хорошим стимулом для лучших, тем более что концерты поддержат материально само существование такой школы.

После продолжительных хлопот единомышленникам удалось получить разрешение на открытие школы. Но ведь обучение мыслилось бесплатным, так откуда же взять средства, чтобы нанять помещение и хотя бы нескольких работников, необходимых для ее функционирования? Пришлось прибегнуть к помощи различных «почетных членов», богатых «покровителей», благотворителей, сочувствующих этому делу. Кроме того, хор Шереметева дал несколько открытых концертов в пользу нового учреждения.

По материалам сайта www.litrasoch.ru

Опубликовано 19.01.2010

  

Рейтинг@Mail.ru