Главная -> Калейдоскоп -> Выпуск 23 ->

ВАЗ. История советского автомобилестроения

Продукцию Волжского автомобильного завода хорошо знают на всем постсоветском пространстве. Легковые автомобили «Лада», «Жигули» и «Нива» ценятся среди автолюбителей.за сравнительно невысокую цену и неплохое качество автомобилей. Да и запчасти стоят гораздо дешевле, поскольку  штаб-квартира компании расположена в г. Тольятти Самарской области.

История ВАЗ началась в далеком 1967 году. Тогда на должность генерального директора стоящегося завода был назначен заместитель министра В.Н. Поляков. Предприятие ВАЗ было рассчитано на производство 220 тыс. машин в год. Однако было одно "но": ждать открытия завода предстояло несколько лет.

Через четыре года завод все-таки был запущен и в 1971 году состоялся первый выпуск автомобилей. Прототипом машины стал Fiat 124. Автомобиль назвали ВАЗ-2101 (в простонародье «Жигули»). Двигатель был 4-цилиндровый, а его мощность составляла 60 л/с. Скорость, которую мог развить ВАЗ-2101 – 140 км/ч. Автомобиль создавали специально для среднего слоя населения СССР. Его запланированная цена не должна была быть высокой. Однако при выпуске инженеры-конструкторы столкнулись с целым рядом проблем, приведшим к дополнительным затратам и мешавшим достичь желаемого результата. Хотя автомобиль и был востребован, но не для всех он был по карману. 

Постепенно рынок насыщался автомобилями ВАЗ. В 1972 году началось производство ВАЗ-2102. 5-дверный автомобиль был оснащен кузовом типа универсал. Задняя дверь открывалась вверх. Именно он заслужил звание «лучший друг советского дачника». Со временем её выпуск прекратился и на смену пришел ВАЗ-2104.

В 1977 году в ходе многочисленных разработок завод произвел свою новую модель: ВАЗ-2121 – «Нива».

Усовершенствование «Жигули» не прекращалось. За период существования (в советское время) завод выпустил 9 моделей. Среди них самыми известными и популярными были: первая, шестая, девятая и десятая модели.

В 1972 году Ваз произвел на свет модель ВАЗ-2103. Автомобиль стал престижней и дороже предыдущей ВАЗ-2102. Но для большинства людей эти «Жигули» стали  недоступными. И так как машина полностью соответствовала Fiat 124 Special, для её производства необходимо было заключить договор с компанией FIAT. Что и сделало руководство завода.

Следующей моделью стала легендарная ВАЗ 2106. Она была выпущена в 1976 году в г. Тольятти. Именно этот автомобиль стал самым популярным и массовым продуктом Волжского предприятия. Он выпускался с кузовом типа седан. Машина была оснащена задним приводом. С 2006 года её выпуск был прекращен.

В конце 70-х сенсацией для мира стал вездеход ВАЗ 2121 («Нива»). На советском рынке продажи автомобиля шли очень плохо, поэтому их экспортировали в страны Европы. В 1980 году вездеход получил золотую медаль на Международной ярмарке в г. Познань.

В 1984 году выпускается первый хэтчбек компании. 3-дверная ВАЗ-2108 (Lada Samara) стала целым событием не только для завода, но и для советских автолюбителей. Эта модель впервые была оснащена передним приводом.

За огромный вклад в развитие производства работники завода были награждены «Золотым Меркурием».

В 1987 году начинаются продажи автомобиля ВАЗ-2109. Она сразу воспринялась автолюбителями как престижная машина семейного типа. Кузов автомобиля – хэтчбек. До 2004 года он выпускался в России, а позже – в Украине. 5-дверный автомобиль оснащен бензиновым двигателем объемом от 1100 до 1500 л/с.

В 1991 году распался Советский союз. Для компании АвтоВАЗ, как и для других крупных советских промышленных предприятий, наступают тяжелые времена. Начавшийся в стране кризис поспособствовал приостановке деятельности завода. Такая ситуация просуществовала  до середины 90-х годов. Тогда компания сумела возобновить работу, и начала наращивать темпы производства.

В 1994 году была выпущена новая разработка компании - автомобиль ВАЗ-2110, который был спроектирован на базе ВАЗ 2108. Для компании эта модель стала огромным шагом вперед по качеству. Достоинствами автомобиля являются современный дизайн машины, электронная система управления двигателем, бортовой компьютер, гидроусилитель руля. Эта машина стала следующим этапом развития компании.

Темпы производства растут. В 1995 году был выпущен 16-милионный автомобиль. Компания постепенно становится на ноги. В этом же году в Украине начинает строиться филиал завода «УкрАвтоВаз». В 1996 году ВАЗ презентовал свой роторно-поршневой двигатель.

В 1997 году компания пополняет свой модельный ряд автомобилями: 7-местный минивен 2120, внедорожник 2129, пикап 2329, автомобиль скорой помощи 2131 и спортивный 21107.

Следующий год был также плодотворен. С конвейера сошел автомобиль 2111 – универсал, оснащенный передним приводом. На сегодняшний день эта модель выпускается на Черкасском заводе. Помимо этого модернизируется модель 21110. С этого момента она оснащена 16-клапанным двигателем.

В 2003 году компания производит легендарную Lada Priora, созданную на основе «десятки». Автомобиль оснащен «центральным замком», оригинальной панелью приборов и обивкой. Надежная и безопасная Priora имеет отличное соотношение цены и качества.

Следующая новинка ВАЗ 2113 – 3-дверный хэтчбек выходит в 2004 году. Следом за ним на свет появляется всеми известная Lada Kalina. Объем 16-клапанного двигателя составляет 1,4 л. Устранив некоторые дефекты в автомобиле, его экспортируют даже в Германию. И на 2009 год Lada Kalina заняла 3 место по продаваемости из иностранных машин для немцев.

На сегодняшний день автомобили Lada востребованы не только на внутреннем, но и на международном рынке. Чтобы удовлетворить всех потребителей, компания обновляет свой модельный ряд. Завод только начинает набирать обороты. 

По материалам сайта www.motorpage.ru

Опубликовано 12.10.2010

  

Рейтинг@Mail.ru