Главная
Главная

Главная -> Образование -> Учебные материалы -> Экологический контроль ->

Поиск по сайту: 

К оглавлению
К предыдущему разделу


2.2.2. Учет выбросов на промышленном предприятии

Первичный учет

Первичный учет выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу включает в себя определение источников загрязнения атмосферы, номенклатуры и объемов выбросов на предприятии.

Результаты первичного учета выбросов ЗВ на предприятиях фиксируют в журналах ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3, типовые формы которых утверждены приказом ЦСУ СССР N 329 от 09.06.81 г.

Журнал по форме ПОД-1 является первичным документом учета стационарных ИЗА и их характеристик по каждому цеху (участку) предприятия. Записи в журнале ведут на основании и по мере проведения замеров параметров ИЗА и данных обработки результатов лабораторного анализа отобранных проб. При этом надо учитывать все ЗВ, выбрасываемые как неорганизованными, так и организованными ИЗА.

По источникам, оборудованным газоочистными устройствами, приводят данные измерений, проведенных на входе и выходе очистных установок. При необходимости приводят данные замеров характеристик по каждому источнику выделения, входящему в группу источников, а для газопылеулавливающих установок - данные замеров после каждой ступени очистки.

Журнал по форме ПОД-2 применяют для учета выполнения мероприятий, разработанных для обеспечения выполнения заданий государственного плана и других мероприятий по сокращению количества ЗВ, выбрасываемых в атмосферу. Здесь же отражают объем затрат на мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Журнал по форме ПОД-3 используют для учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок.

Данные первичного учета, занесенные в типовые формы первичной учетной документации по охране атмосферного воздуха используются на предприятии для осуществления производственного контроля, для заполнения формы государственной статистической отчетности 2ТП-воздух и правильного внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду и инвентаризации выбросов в атмосферу.

 

Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников

 

В соответствии со статьей 22 Закона «Об охране атмосферного воздуха» и ст. 121 ФЗ 122-ФЗ от 22.08.04 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды» (в настоящее время, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, далее Ростехнадзор).

Инвентаризацию проводят все предприятия и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов. Она является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности. Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы, определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ. Данные, полученные в ходе инвентаризации, используются для:

- установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий;

- контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;

- ведения статистической отчетности о выбросах;

- контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок (ГОУ) и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;

- формирования компьютерной базы данных ИЗА

предприятий, отраслей, городов и регионов.

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч., и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.

Стационарным ИЗА является любой источник выброса загрязняющих веществ в атмосферу, расположенный постоянно или временно в границах участка территории предприятия, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:

- источники с организованным выбросом;

- источники с неорганизованным выбросом.

Наиболее часто употребляется краткая форма данных терминов: «организованный источник» и «неорганизованный источник».

К основным организованным источникам относятся:

- дымовые и вентиляционные трубы;

- вентиляционные шахты;

- аэрационные фонари;

- дефлекторы.

К неорганизованным источникам относятся:

- неплотности технологического оборудования;

- факельные установки и амбары для сжигания некондиционного углеводородного сырья;

- места открытого хранения топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе склады хранения угля, отстойники и накопители, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород и т. п.;

- взрывные работы;

- погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов;

- карьеры добычи полезных ископаемых, открытые участки их дробления и рассева на фракции;

- оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.).

В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся:

- транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.);

- резервуарные парки, сливно-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов.

Работы по инвентаризации можно подразделить на следующие основные этапы:

- изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться в ходе технологических процессов;

При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие, реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами.

- подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

В качестве топоосновы используется ситуационный план (карта- схема) расположения предприятия с указанием масштаба, сторон света, названием окружающих объектов (предприятия, жилые дома), расстояния до ближайшего жилья, природных объектов, объектов социальноультурного назначения.

- кодификация и определение координат ИЗА;

Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается номер, который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит, в дальнейшем, для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия. Всем организованным источникам загрязнения атмосферы присваивают номера от 1 до 5999, а всем неорганизованным источникам - с 6001. При появлении нового источника ему присваивают номер, ранее не использовавшийся в отчетности. При ликвидации онсервации) источника его номер в дальнейшем не используют.

- выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу;

Для определения используются инструментальные и расчетные (расчетно-аналитические) методы.

Инструментальные методы являются превалирующими для источников с организованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (ГОСТ 17.2.3.02-78).

При инструментальных измерениях должны применяться только газоаналитические средства, предназначенные для контроля промышленных выбросов и внесенные в Государственный реестр средств измерений.

Используемые методики выполнения измерений концентраций ЗВ в промышленных выбросах должны отвечать требованиям действующих стандартов и пройти экспертизу в НИИ Атмосфера и метрологическую аттестацию в органах Госстандарта России.

Расчетные методы применяются, в основном, для определения характеристик неорганизованных выделений (выбросов), а также при определении характеристик организованных источников загрязнения атмосферы в следующих случаях:

- для определения выбросов от типичных для многих предприятий производств: сварочные и окрасочные работы, механическая обработка материалов, котельные малой производительности, транспортные средства;

- при отсутствии разработанных и согласованных в установленном порядке методов количественного химического анализа;

- для получения данных о параметрах выбросов проектируемых и реконструируемых объектов.

В настоящее время действует целый ряд методик по расчёту выбросов, достаточно апробированных на практике и позволяющих определять выбросы в атмосферу с погрешностью, не превышающей точность определения с помощью инструментальных методов. Их применение позволяет сократить затраты предприятия на проведение инвентаризации.

При отсутствии расчетных и инструментальных методов в качестве исходной информации используются значения ПДК рабочей зоны и расчетные оценки воздухообмена в данном помещении.

Программы, реализующие различные методики по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проходят тестирование и согласование в НИИ Атмосфера.

- Определение количественных и качественных характеристик источников загрязнения атмосферы;

Основными характеристикам ИЗА являются их геометрические характеристики и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС). К основным параметрам ГВС относятся количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу (г/с), скорость, объемный расход и температура выброса.

- Составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия;

Отчет содержит сведения об источниках выделения загрязняющих веществ, характеристики источников загрязнения атмосферы и данные по суммарным выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, их очистке и утилизации (в целом по предприятию), тод Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие лице руководителя).

Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет. Корректировка результатов инвентаризации выбросов всего предприятия или его отдельных производств проводится, если контролирующими органами или природопользователем выявлены источники, не учтенные при инвентаризации, а также, если произошли изменения технологии производства, состава исходного сырья и т.п., повлекшие за собой значимые изменения качественных и количественных характеристик выбросов и их источников. Корректировка инвентаризации может быть проведена по решению руководителя предприятия или по предписанию контролирующего органа.

Проверку достоверности и полноты инвентаризации территориальные органы Ростехнадзора, как правило, осуществляют при государственном контроле за охраной атмосферного воздуха предприятия.

 

Нормирование выбросов в атмосферу

 

Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится для каждого действующего, реконструируемого, строящегося или проектируемого предприятия или другого объекта, имеющего стационарные источники загрязнения атмосферы.

Цель нормирования – обеспечить соблюдение критериев качества атмосферного воздуха, регламентирующих предельно допустимое содержание в нем загрязняющих веществ для здоровья населения и основных составляющих экологической системы.

В настоящее время нормирование выбросов вредных веществ в атмосферу основано на необходимости соблюдения гигиенических критериев качества атмосферного воздуха населенных мест. Вместе с тем, как показывают результаты ряда исследований, разные уровни загрязнения атмосферного воздуха по-разному влияют на различные составляющие экосистемы (растительность и лесные насаждения, сельскохозяйственные угодья разных видов, почва, вода, фауна и т.д.). При этом нередко для сохранения этих компонентов экосистемы необходимы более жесткие критерии качества атмосферного воздуха, чем для атмосферного воздуха населенных мест.

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

- технические нормативы выбросов;

- предельно допустимые выбросы.

Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, транспортных средств допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в их выбросах техническим нормативам выбросов.

Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена.

При нормировании выбросов учитываются технические нормативы выбросов (ТНВ) и фоновое загрязнение атмосферного воздуха.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив предельно допустимого выброса загрязняющего вещества в атмосферу, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха как максимальный выброс данного источника, не приводящий к нарушению гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ и их совокупности (организации в целом).

Нормативы выбросов загрязняющих веществ разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами предельно допустимых выбросов территориальные органы могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (ВСВ).

Временно согласованный выброс - временный лимит выброса загрязняющего вещества, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условии соблюдения технических нормативов выбросов и наличии плана уменьшения выбросов в атмосферу.

Нормативы выбросов конкретного объекта устанавливаются для условий его нормального функционирования с учетом перспективы развития.

Устанавливаемые нормативы ПДВ (ВСВ) характеризуются следующими величинами:

- максимально разовое значение, г/с;

- валовое значение, т/год.

При проведении работ по нормированию выбросов учитываются передовые достижения науки и техники в области рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды и уровень экологичности имеющегося технологического оборудования и установок.

Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Общее методическое обеспечение работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу осуществляется Научно-исследовательским институтом охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера) Ростехнадзора.

В работах по установлению нормативов выбросов действующего объекта выделяются несколько основных этапов:

- анализ данных инвентаризации источников загрязнения;

- оценка воздействия существующих выбросов ЗВ от объекта на загрязнение атмосферного воздуха;

- разработка предложений по проведению мероприятий с целью уменьшения воздействия выбросов ЗВ от объекта на загрязнение атмосферы;

- оценка воздействия выбросов ЗВ от объекта на загрязнение атмосферы после проведения воздухоохранных мероприятий;

- составление предложений по нормативам ПДВ (ВСВ);

- разработка плана-графика контроля за соблюдением нормативов выбросов объекта и мероприятий по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ);

- утверждение нормативов ПДВ (ВСВ) и выдача Разрешения на выброс.

 

Рекомендуемый состав и содержание «Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для предприятия»

 

«Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для предприятия» должен включать следующие разделы:

- Титульный лист

- Сведения о разработчике и список исполнителей

- Реферат

- Содержание

- Введение

- Общие сведения о предприятии

- Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферного воздуха

- Расчеты загрязнения атмосферы и предложения по нормативам ПДВ предприятия

- Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов на предприятии

- Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)

- Список использованных источников

- Приложения.

В разделе «Общие сведения о предприятии» приводятся:

- почтовый адрес предприятия;

- Ф.И.О., должность ответственного за охрану окружающей среды на предприятии, контактный телефон;

- краткое описание местоположения предприятия по отношению к зонам существующей жилой застройки и перспективного жилого строительства, расположения промышленных и производственных объектов, лесных массивов, зон массового отдыха населения и т.д.;

- нормативный размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ), с указанием документов, регламентирующих этот размер;

- фактический размер СЗЗ;

- категория предприятия по воздействию его выбросов на атмосферный воздух.

К данному разделу прилагаются:

- ситуационная карта-схема района размещения предприятия масштабе) с нанесенными на нее границами территории предприятия и его промплощадок, других объектов, упомянутых выше, а также местоположением ближайших стационарных постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха Росгидромета, постов (контрольных точек) наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, осуществляемых предприятием в рамках производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов, границами нормативной и фактической СЗЗ и ЭЗЗ;

- карта-схема предприятия масштабе) с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В разделе «Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферного воздуха» приводится краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования.

По каждому цеху (участку и т.п.) указываются загрязняющие вещества, источники их поступления в атмосферу и соответствующие им номера. Приводятся характеристики существующего газоочистного оборудования (ГОУ) с указанием его эффективности.

Составляется перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу на существующее положение. В табличном виде приводятся параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Расчеты концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы для установления нормативов выбросов (ПДВ, ВСВ) для действующих и проектируемых объектов выполняются по методике ОНД-86.

Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями. Для загрязняющих веществ независимого действия их максимальная концентрация Сi в приземном слое атмосферы с учетом фона Сiф (на расстоянии до двух метров от поверхности земли) не должна превышать предельно допустимой концентрации ПДКi , т.е.

Сi + Сi ф ПДКi

Информацию о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе необходимо запрашивать в органах Госкомгидромета РФ.

Расчеты проводятся по унифицированным программам расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА), которые проходят тестирование и согласование в НИИ Атмосфера.

По результатам расчетов загрязнения атмосферы выявляются вредные вещества, по которым отмечается превышение нормативов качества атмосферного воздуха. Для снижения существующих уровней загрязнения атмосферы этими веществами до допустимых формируются планы мероприятий по снижению негативного воздействия выбросов предприятий.

Мероприятия можно разделить условно на три группы:

1. замена существующей технологии и оборудования на более экологичные;

2. оснащение и дооснащение технологического оборудования газоочистными установками (ГОУ);

3. изменение параметров ИЗА для улучшения процессов рассеивания ЗВ в атмосфере.

После проведения проверочного расчета рассеивания вредных веществ с учетом запланированных мероприятий по снижению выбросов разрабатываются предложения по нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

При нормировании выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу определенным предприятием (площадкой, группой предприятий или площадок) необходим учет фонового загрязнения атмосферного воздуха, т.е. загрязнения, создаваемого выбросами источников, не относящихся к рассматриваемому предприятию.

Проектом ПДВ должны быть предусмотрены мероприятия по регулированию выбросов в периоды НМУ, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Эти мероприятия должны быть согласованны с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий. Мероприятия по регулированию выбросов выполняют в соответствии с прогнозными предупреждениями местных органов Росгидромета. Порядок регулирования выбросов определен РД 52.04.52-85, методическими указаниями «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях».

Для I режима регулирования выбросов осуществляются организационно-технические мероприятия, эффективность которых принимается равной 15%.

При II режиме сокращение выбросов должно составлять в дополнении к I режиму не менее 20%, при III режиме - не менее 40%.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух утвержден приказом Ростехнадзора от 19 февраля 2007 г. N 84 «Об утверждении порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 марта 2007 г. N 9107)

Разрешениями на выбросы устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух хозяйствующим субъектом по каждой отдельной производственной территории при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

- в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (нормативов ПДВ);

- в пределах установленных временно согласованных выбросов в атмосферный воздух (ВСВ).

Разрешение на выбросы выдается хозяйствующему субъекту в целом или по его отдельным производственным территориям.

Приказом Ростехнадзора от 20 февраля 2007 г. № 87 утверждена «Инструкция об организации работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливающих лимиты на выбросы и сбросы».

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Для выдачи разрешений, устанавливающих лимиты на выбросы, территориальные органы Ростехнадзора, рассматривают следующие документы и материалы:

- заявление о выдаче разрешения, в котором указываются: наименование предприятия, его организационно-правовая форма, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о месте нахождения отдельной производственной территории;

- проектную документацию или данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и расчеты рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

- планы снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обеспечивающих поэтапное достижение нормативов ПДВ по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на выбросы, предусматривающие внедрение наилучших существующих технологий или реализацию других природоохранных проектов, сроки реализации которых установлены органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для установления нормативов выбросов и получения разрешения природопользователь представляет также заключение органов Госсанэпиднадзора по итогам рассмотрения проектно-нормативной документации.

После проведения проверки обоснованности объемов запрашиваемых лимитов оформляется разрешение, устанавливающее лимиты на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, или уведомление об отказе в выдаче разрешения.

Основаниями для отказа в выдаче разрешения могут являться:

- наличие в представленных материалах заявителя недостоверной или искаженной информации;

- несоблюдение ранее установленных нормативов выбросов;

- невыполнение заявителем в установленные сроки ранее утвержденных в установленном порядке планов снижения выбросов загрязняющих веществ;

- невыполнение предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Нормативы допустимых выбросов в атмосферу устанавливаются на срок 5 лет, а разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу выдается на 1 год.

 

Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов на предприятии

 

Одним из обязательных разделов проекта нормативов ПДВ является «Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов на предприятии».

Производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВСВ) подразделяется на два вида:

- контроль непосредственно на источниках;

- контроль за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе (на границе ближайшей жилой застройки).

Первый вид контроля является основным для всех источников с организованным и неорганизованным выбросом, второй - может дополнять первый вид контроля и применяется, главным образом, для отдельных предприятий, на которых неорганизованный разовый выброс превалирует в суммарном разовом выбросе (г/с) предприятия.

Раздел «Контроль за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ)» содержит сведения:

- об организации контроля за соблюдением нормативов, осуществляемого силами предприятия, либо специализированной организацией, привлекаемой предприятием на договорных началах, на специально оборудованных точках контроля на источниках выбросов и контрольных точках;

- перечень веществ, подлежащих контролю;

- перечень методик, которые используются (будут использоваться) при контроле за соблюдением установленных нормативов выбросов;

- обоснование использования расчетных и балансовых методов, удельных выбросов и т.д. в случае нецелесообразности или невозможности определения выбросов загрязняющих веществ экспериментальными методами;

- план-график контроля за соблюдением нормативов на источниках выбросов.

План-график контроля за соблюдением нормативов выбросов на источниках выброса согласовывается в установленном порядке.

Периодичность контроля за соблюдением нормативов ПДВ

(ВСВ) зависит от категории источника выбросов: I категория - 1 раз в квартал;

II категория - 2 раза в год; III категория - 1 раз в год; IV категория - 1 раз в 5 лет.

Категория предприятия определяется расчетом и зависит от количества выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ и их ПДК.

При контроле выбросов в атмосферу используются следующие методы.

1. Инструментальный метод. Основан на применении автоматических газоанализаторов, непрерывно измеряющих концентрации ЗВ в выбросах контролируемых источников. Инструментальным методом целесообразно контролировать основные ЗВ (пыль, сернистый ангидрид, оксиды азота, окись углерода) и наиболее распространенные специфические ЗВ.

2. Инструментально-лабораторный метод. Основан на отборе проб отходящих газов из контролируемых источников с последующим их анализом в химических лабораториях и на автоматических и полуавтоматических приборах. Метод применяют для контроля широкого спектра специфических ЗВ, не обеспеченных средствами инструментального контроля.

3. Индикаторный метод. Основан на использовании селективных индикаторных элементов (колористических трубок), изменяющих свою окраску в зависимости от концентрации ЗВ в отбираемой пробе газа. Метод применяют для экспресс-анализа и предварительной оценки концентрации ЗВ в ИЗА.

4. Расчетный метод. Основан на определении массовых выбросов ЗВ по данным о составе исходного сырья и топлива, технологическом режиме и т.п. Метод применяют для предварительной оценки и при невозможности или экономической нецелесообразности прямых измерений.

5. Метод контроля выбросов по результатам анализа фактического загрязнения атмосферы. Основан на определении фактических уровней загрязненности воздуха выбросами предприятия за его пределами и последующем их сравнении с эталонными (с учетом направления и скорости ветра). Метод применяют для контроля большого числа мелких источников, в том числе неорганизованных, рассредоточенных по территории предприятия. Результаты контроля оформляют для предприятия (промышленной площадки) в целом и сравнивают с нормативами, установленными для предприятия (промышленной площадки) в целом.

 

Передвижные источники загрязнения атмосферы

 

Предприятия, имеющие на балансе автотранспортные средства, обязаны обеспечить выполнение экологических требований при их эксплуатации и ремонте. Экологические требования к автотранспорту, в первую очередь, включают его соответствие или несоответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферу, установленным соответствующими стандартами.

Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» запрещена эксплуатация транспортных средств, содержание загрязняющих веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. Транспортные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам.

В реальных условиях эксплуатации техническое состояние автотранспорта и, следовательно, количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ зависит от множества объективных и субъективных факторов, основными из которых являются: тип, марка, год выпуска и пробег автомобиля, качество выполнения очередного технического обслуживания или ремонта. Нормы и методы контроля выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при оценке технического состояния автомобилей с бензиновыми двигателями определяет ГОСТ Р 52033-2003.

Предприятия, эксплуатирующие автотранспорт, ведут Журналы ежедневного учета использования автотранспортных средств, ежедневного расхода горючего и пройденного километража. Эти данные необходимы для правильного расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду от эксплуатации автотранспортных средств.

В соответствии с Положением об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 года № 847, в случае, если в ходе регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие осуществляемых ими выбросов техническим нормативам установлено превышение технических нормативов, эксплуатация указанных средств запрещается в соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Разрешения на выбросы для передвижных источников не выдаются, а их выбросы регулируются согласно Постановлению Правительства РФ №609 от 12.10.2005 г. Если техническое средство не соответствует его требованиям, то при ежегодном техническом осмотре оно не допускается к эксплуатации.

Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также количество и состав выбросов, подлежат государственному учету.

© Л.Н. Бельдeeвa, Н.В. Бyшминa, Л.Г. Уcынинa (2008)

К следующему разделу
К оглавлению


  

Рейтинг@Mail.ru