Главная
Главная

Главная -> Образование -> Учебные материалы -> Экологический контроль ->

Поиск по сайту: 

К оглавлению
К предыдущему разделу


2.3. Охрана водных ресурсов

2.3.1. Общие требования законодательства

Законодательством РФ предусмотрен контроль за использованием природных ресурсов (недр, земельных ресурсов, водных ресурсов, растительного и животного мира) и контроль в области охраны природы, или экологический контроль. Понятно, что вопросы ведения контроля в сфере природопользования и контроля в сфере охраны природы взаимосвязаны. Особенно эта взаимозависимость наблюдается в области использования и охраны водных ресурсов, прежде всего – водных ресурсов поверхностных водных объектов.

Законодательным актом высшего уровня, который определяет основные средства, используемые государством для регулирования использования и охраны водных ресурсов является Водный Кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 74З.

Основными принципами, на которых основывается водное законодательство РФ, являются:

- значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека;

- приоритет охраны вод перед их использованием;

- целевое использование водных объектов.

Водные объекты (природные или искусственные водоемы и водотоки) используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии и других целей. Они предоставляются в пользование физическим и юридическим лицам на основе договоров водопользования. Пользование водными ресурсами является платным.

Основными источниками загрязнения поверхностных и подземных вод являются:

- сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод;

- утечки вредных веществ из емкостей, трубопроводов и других сооружений.

Водопользователи обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод.

При проектировании, размещении, строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия.

Водным кодексом запрещается:

- проектирование прямоточных систем технического водоснабжения;

- сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обезвреживанию;

- изъятие водных ресурсов в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;

- сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

В целях защиты водных ресурсов от загрязнения и истощения устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

В границах водоохранных зон запрещаются (ст. 65):

- использование сточных вод для удобрения почв;

- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В водоохранных зонах допускаются строительство и эксплуатация объектов, оборудованных сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от негативного воздействия.

В границах прибрежных защитных полос, кроме того, запрещаются:

- распашка земель;

- размещение отвалов размываемых грунтов;

- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

- до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

- от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

- от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Ширина водоохранной зоны озера или водохранилища устанавливается в размере пятидесяти метров.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных защитных полос возлагается на водопользователей. Собственники земель и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

- не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

- содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

- информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

- своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

- вести в установленном порядке учет объема изъятия водных ресурсов и объема сброса сточных вод, их качества;

- вести регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

- выполнять иные предусмотренные Водным Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

На основании п.4 ст. 15 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7З, «юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды…». Водопользователи должны иметь План мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов.

Все водопользователи разрабатывают планы ликвидации аварий, содержащие указания по оповещению заинтересованных служб и организаций, перечень сооружений и территорий, подлежащих особой защите от загрязнения (водозаборы, пляжи и др.), порядок действий при возникновении аварийных ситуаций, перечень требуемых технических средств, способ сбора и удаления загрязняющих веществ, а также режим водопользования в случае аварийного загрязнения водного объекта. Также все водопользователи должны иметь согласованные со специально уполномоченными органами планы мероприятий, обеспечивающие функционирование предприятий в случае аварийного загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами.

Выполнение законодательных требований к использованию и охране водных объектов обеспечивает государственный контроль и надзор.

При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспектора имеют право в установленном порядке:

- осуществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

- проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов;

- составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления водопользователям;

- давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

- осматривать и при необходимости задерживать суда и другие плавучие средства, допустившие загрязнение водных объектов;

- уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок;

- предъявлять требования о проведении необходимых мероприятий по охране водных объектов и по организации контроля за сбросом сточных вод;

- предъявлять иски в суд;

- привлекать в установленном порядке научно- исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и выдачи заключений в случаях аварий на водных объектах.

Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, являются обязательными для исполнения всеми участниками водных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

Нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.

Действующий Водный Кодекс РФ предусматривает предоставление водных объектов в пользование:

на основании договоров водопользования для:

- забора (изъятия) водных ресурсов из поверхности водных объектов;

- использования акватории водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей;

- использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии;

на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование для:

- обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

- размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

- размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов;

- строительства и размещения гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;

- разведки и добычи полезных ископаемых;

- проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

- подъема затонувших судов;

- сплава леса в плотах с применением кошелей; забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

- организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

- судоходства, плавания маломерных судов;

- осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

- забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

- забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

- забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

- забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

- воспроизводства водных биологических ресурсов;

- проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

- проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

- рыболовства, рыбоводства, охоты;

- осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;

- санитарного, карантинного и другого контроля;

- охраны окружающей среды, в том числе – водных объектов;

- научных, учебных целей;

- разведки и добычи полезных ископаемых размещения и строительства трубопроводов, дорого и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

- полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

- купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан (при использовании водных объектов общего пользования, или общедоступных).

С введением в действие нового Водного кодекса изменился подход к предоставлению права на использование водных объектов физическим и юридическим лицам: если ранее водопользователи получали такое право лишь после получения лицензии, то новая редакция предусматривает возможность использования водных объектов для целей предпринимательства только после заключения договора на право пользования водными объектами и их водными ресурсами.

Таким образом, Водный кодекс отменяет действующую в настоящее время систему лицензирования водопользования. Водопользователи, в настоящее время осуществляющие свою деятельность на основании лицензии, сохранят право пользования водными объектами на прежних условиях до истечения срока ее действия.

© Л.Н. Бельдeeвa, Н.В. Бyшминa, Л.Г. Уcынинa (2008)

К следующему разделу
К оглавлению


  

Рейтинг@Mail.ru