Главная -> Образование -> Учебные материалы -> Экологический контроль -> |
|||||
2.3. Охрана водных ресурсов 2.3.1. Общие требования законодательства Законодательством РФ предусмотрен контроль за использованием природных ресурсов (недр, земельных ресурсов, водных ресурсов, растительного и животного мира) и контроль в области охраны природы, или экологический контроль. Понятно, что вопросы ведения контроля в сфере природопользования и контроля в сфере охраны природы взаимосвязаны. Особенно эта взаимозависимость наблюдается в области использования и охраны водных ресурсов, прежде всего – водных ресурсов поверхностных водных объектов. Законодательным актом высшего уровня, который определяет основные средства, используемые государством для регулирования использования и охраны водных ресурсов является Водный Кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ. Основными принципами, на которых основывается водное законодательство РФ, являются: - значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека; - приоритет охраны вод перед их использованием; - целевое использование водных объектов. Водные объекты (природные или искусственные водоемы и водотоки) используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии и других целей. Они предоставляются в пользование физическим и юридическим лицам на основе договоров водопользования. Пользование водными ресурсами является платным. Основными источниками загрязнения поверхностных и подземных вод являются: - сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод; - утечки вредных веществ из емкостей, трубопроводов и других сооружений. Водопользователи обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод. При проектировании, размещении, строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия. Водным кодексом запрещается: - проектирование прямоточных систем технического водоснабжения; - сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обезвреживанию; - изъятие водных ресурсов в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; - сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций. В целях защиты водных ресурсов от загрязнения и истощения устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. В границах водоохранных зон запрещаются (ст. 65): - использование сточных вод для удобрения почв; - размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; - осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; - движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В водоохранных зонах допускаются строительство и эксплуатация объектов, оборудованных сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от негативного воздействия. В границах прибрежных защитных полос, кроме того, запрещаются: - распашка земель; - размещение отвалов размываемых грунтов; - выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: - до десяти километров - в размере пятидесяти метров; - от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; - от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. Ширина водоохранной зоны озера или водохранилища устанавливается в размере пятидесяти метров. Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных защитных полос возлагается на водопользователей. Собственники земель и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: - не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; - содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; - информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; - своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; - вести в установленном порядке учет объема изъятия водных ресурсов и объема сброса сточных вод, их качества; - вести регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; - выполнять иные предусмотренные Водным Кодексом, другими федеральными законами обязанности. На основании п.4 ст. 15 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, «юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды…». Водопользователи должны иметь План мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов. Все водопользователи разрабатывают планы ликвидации аварий, содержащие указания по оповещению заинтересованных служб и организаций, перечень сооружений и территорий, подлежащих особой защите от загрязнения (водозаборы, пляжи и др.), порядок действий при возникновении аварийных ситуаций, перечень требуемых технических средств, способ сбора и удаления загрязняющих веществ, а также режим водопользования в случае аварийного загрязнения водного объекта. Также все водопользователи должны иметь согласованные со специально уполномоченными органами планы мероприятий, обеспечивающие функционирование предприятий в случае аварийного загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами. Выполнение законодательных требований к использованию и охране водных объектов обеспечивает государственный контроль и надзор. При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспектора имеют право в установленном порядке: - осуществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов; - проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов; - составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления водопользователям; - давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки; - осматривать и при необходимости задерживать суда и другие плавучие средства, допустившие загрязнение водных объектов; - уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок; - предъявлять требования о проведении необходимых мероприятий по охране водных объектов и по организации контроля за сбросом сточных вод; - предъявлять иски в суд; - привлекать в установленном порядке научно- исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и выдачи заключений в случаях аварий на водных объектах. Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, являются обязательными для исполнения всеми участниками водных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке. Нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Действующий Водный Кодекс РФ предусматривает предоставление водных объектов в пользование: на основании договоров водопользования для: - забора (изъятия) водных ресурсов из поверхности водных объектов; - использования акватории водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей; - использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии; на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование для: - обеспечения обороны страны и безопасности государства; - сброса сточных вод и (или) дренажных вод; - размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; - размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов; - строительства и размещения гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций; - разведки и добычи полезных ископаемых; - проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; - подъема затонувших судов; - сплава леса в плотах с применением кошелей; забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); - организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для: - судоходства, плавания маломерных судов; - осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов; - забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод; - забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; - забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды); - забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств; - воспроизводства водных биологических ресурсов; - проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов; - проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ; - рыболовства, рыбоводства, охоты; - осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ; - санитарного, карантинного и другого контроля; - охраны окружающей среды, в том числе – водных объектов; - научных, учебных целей; - разведки и добычи полезных ископаемых размещения и строительства трубопроводов, дорого и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек; - полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными; - купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан (при использовании водных объектов общего пользования, или общедоступных). С введением в действие нового Водного кодекса изменился подход к предоставлению права на использование водных объектов физическим и юридическим лицам: если ранее водопользователи получали такое право лишь после получения лицензии, то новая редакция предусматривает возможность использования водных объектов для целей предпринимательства только после заключения договора на право пользования водными объектами и их водными ресурсами. Таким образом, Водный кодекс отменяет действующую в настоящее время систему лицензирования водопользования. Водопользователи, в настоящее время осуществляющие свою деятельность на основании лицензии, сохранят право пользования водными объектами на прежних условиях до истечения срока ее действия. © Л.Н. Бельдeeвa, Н.В. Бyшминa, Л.Г. Уcынинa (2008)
К следующему разделу |