Поиск по сайту: 

К оглавлению
К предыдущему разделу


2.3.3. Установление нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты

Сброс загрязняющих веществ в водные объекты источниками предприятия допускается на основании "Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты", выдаваемого уполномоченным на то государственным органом.

Порядок выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 июля 2006 675.

Разрешениями на сбросы устанавливаются количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

- в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов,

- в пределах установленных лимитов на сбросы.

Постановлением правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию:

- с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,

- Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

- Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору,

- Федеральной службой по экологическому,

технологическому и атомному надзору.

Нормативы допустимого воздействия на водный объект (НДВ) разрабатываются для следующих видов воздействий:

1) привнос химических и взвешенных веществ;

2) привнос радиоактивных веществ;

3) привнос микроорганизмов;

4) привнос тепла;

5) сброс воды;

6) забор (изъятие) водных ресурсов;

7) использование акватории водных объектов для строительства и размещения причалов, стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов и других сооружений;

8) изменение водного режима при использовании водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых.

Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты утверждены приказом МПР России от 12.12.2007 N 328.

Исходная информация, используемая при разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты, подразделяется на информацию по водному объекту и его водосборной площади, а также видам воздействия и связанной с ними хозяйственной деятельности.

В состав исходной информации по водному объекту включается информация о биотических и абиотических характеристиках самого водного объекта (или его участка) и его водосборной площади. При отсутствии информации, а также для сравнения с эталонными водными объектами привлекается информация по сопредельным или близлежащим водным объектам и их водосборным площадям

В составе материалов, характеризующих хозяйственную и иную деятельность на водном объекте и его водосборной площади, учитываются виды целевого использования водного объекта, распространенные на рассматриваемой территории в современный период, а также с учетом стратегических планов развития отраслей экономики и требований, предъявляемых ими к качественным и количественным характеристикам водного объекта или его части: питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, здравоохранение, рыбное хозяйство, промышленность и энергетика, сельское и лесное хозяйство, гидроэнергетика, рекреация, транспорт и лесосплав, строительство, охотничье хозяйство, добыча полезных ископаемых, сброс сточных и дренажных вод, и иные цели.

Разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".

Расчет нормативов допустимого воздействия на водные объекты по нормируемым видам воздействия проводится по схеме, состоящей из десяти этапов.

1) На основе гидрографического и водохозяйственного районирования производится выделение водохозяйственных расчетных участков, отличающихся приоритетными видами использования, определенных законодательством (особо охраняемые природные территории, источники питьевого водоснабжения, водные объекты рыбохозяйственного значения, включая рыбоохранные и рыбохозяйственные заповедные зоны).

2) Сбор данных о водном объекте и его водосборной площади в пределах расчетного участка, видах хозяйственной деятельности, оказывающих влияние на водный объект, определение видов воздействия, подлежащих нормированию.

3) Ретроспективный анализ результатов существующего мониторинга по гидробиологическим и абиотическим (гидрохимическим и др.) показателям. Определение диапазона региональных абиотических фоновых показателей или типовых показателей (для природных водных объектов, которые в результате человеческой деятельности подверглись физическим изменениям, приведшим к существенному изменению их основных характеристик (гидрологических, морфометрических, гидрохимических и др.) и водных объектов, созданных в результате деятельности человека там, где ранее естественных водных объектов не существовало) состояния водных объектов, чьи экологические системы соответствуют критериям экологического благополучия (нормальное воспроизведение основных звеньев экологической системы водного объекта) или соответствовали им ранее. При отсутствии мониторинга по гидробиологическим характеристикам указанные фоновые показатели или типовые показатели состояния принимаются по участкам с наименьшей антропогенной нагрузкой или могут быть организованы специальные натурные исследования для уточнения показателей качества воды и состояния экологических систем.

4) Анализ результатов мониторинга с целью определения перечня веществ, подлежащих учету в составе нормативов допустимого воздействия на водные объекты, путем сравнения с предельно допустимыми концентрациями химических и иных веществ для приоритетных видов использования водных объектов (для высокоопасных веществ и веществ искусственного происхождения) и/или региональных фоновых показателей (для веществ двойного генезиса). Ранжирование загрязняющих веществ по степени опасности и значимости для экологической системы водного объекта, распространению в пределах водохозяйственного участка с последующим составлением перечня нормируемых веществ. При наличии опасных производств на водосборной площади возможны расширенные исследования для выявления наиболее опасных компонентов.

5) Оценка фактического экологического состояния водного объекта на расчетных участках относительно региональных фоновых показателей и предельно допустимых концентраций химических и иных веществ для приоритетных целей использования.

6) Отнесение водных объектов к группам водных объектов.

7) Оценка лимитирующих гидрологических характеристик для различных условий водности, установление экологического расхода (гидрографа).

8) Определение нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ с учетом природных особенностей территорий и акваторий, назначения природных объектов и природно-антропогенных объектов, гарантирующих стабильность экологической системы водного объекта с заданной обеспеченностью, и/или удовлетворения требований приоритетных видов использования воды.

9) Установление на основании анализа фактического состояния водного объекта, регионального фона, приоритетных видов использования водных ресурсов и расположения расчетного участка в гидрографической сети нормативов качества воды водного объекта, обеспечивающих сохранение экологических систем и удовлетворение социально- экономических и санитарно-эпидемиологических потребностей населения, в том числе целевое использование водных объектов.

10) Расчет нормативов допустимого воздействия на водные объекты для отдельных видов воздействия в соответствии с принятыми нормативами качества воды водного объекта за характерные временные периоды (год, отдельные сезоны и т.д.).

Сводный том нормативов допустимого воздействия на водный объект включает таблицы количественных значений показателей суммарного допустимого воздействия на водный объект по всем нормируемым видам воздействия с указанием нормативов качества воды водного объекта, при необходимости, дополняется требуемой детализацией видов воздействия по степени управляемости с соответствующим обоснованием.

Пояснительная записка содержит краткое изложение основных этапов выполнения расчета нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Приложения к пояснительной записке содержат общую информацию по исходным данным для расчета нормативов допустимого воздействия на водный объект, графические, расчетные и иные обосновывающие материалы.

© Л.Н. Бельдeeвa, Н.В. Бyшминa, Л.Г. Уcынинa (2008)

К следующему разделу
К оглавлению



  

Рейтинг@Mail.ru