Главная
Главная

Главная -> Образование -> Учебные материалы -> Экологический контроль ->

Поиск по сайту: 

К оглавлению
К предыдущему разделу


6. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

6.1. Общие требования к организации производственного экологического контроля

Производственный экологический контроль – это деятельность, осуществляемая хозяйствующим субъектом по соблюдению им требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии с «Законом об охране окружающей среды» (ст. 67) субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

Такая формулировка делает обязательным для всех природопользователей создание экологической службы и назначение лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля.

Ответственность за деятельность по охране окружающей среды и соблюдение требований действующего законодательства лежит на руководителе предприятия.

Организационная структура экологической службы предприятия законодательно не регламентирована и зависит от общей организационной структуры предприятия и степени его воздействия на окружающую среду.

При формировании структуры экологических служб и определении их численности необходимо руководствоваться существующими отечественными и международными стандартами в области охраны окружающей среды, устанавливающими требования к природоохранной деятельности предприятия.

Структура экологической службы утверждается приказом руководителя. На практике встречаются три основных типа структур экологической службы предприятия:

экологическая служба совмещена с каким-либо другим подразделением;

− экологическая служба выделена в отдельное подразделение (на предприятии имеется должность эколога);

− экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равным по рангу заместителю директора предприятия.

Надобность в создании экологической службы отсутствует, как правило, на мелких предприятиях, не имеющих стационарных источников негативного воздействия на окружающую среду. В данном случае производственный экологический контроль осуществляется руководителем предприятия, либо решение производственных экологических задач возложено на то или иное должностное лицо в качестве дополнительной нагрузки. Это могут быть главный инженер, главный технолог, главный энергетик и другие. Так как эти должностные лица в первую очередь выполняют свои непосредственные обязанности, то вся природоохранная деятельность сводится ими преимущественно к выполнению формальных требований законодательства, например к заполнению необходимой отчетности.

Для средних предприятий характерно существование подразделения или назначение отдельного специалиста, занимающегося вопросами экологического контроля. При этом функции подразделения (должностные обязанности работника) чаще всего совмещены с другими функциями (должностными обязанностями). Например, достаточно часто происходит совмещение в одном подразделении экологической службы и службы охраны труда и техники безопасности.

На крупных предприятиях экологическая служба, как правило, выделена в отдельное структурное подразделение предприятия и имеет своего руководителя. Это связано с тем, что затраты на природоохранные мероприятия и платежи за загрязнение окружающей среды составляют значительную часть в общей структуре затрат предприятия, и их минимизация может существенно влиять на прибыль, получаемую в результате деятельности.

Четвертый тип структуры экологической службы характерен для предприятий, стремящихся:

− выполнять требования поставщиков и заказчиков в области экологического менеджмента;

− расширить рынок сбыта продукции за счет завоевания рынка «экологически чистой» продукции;

увеличить оценочную стоимость основных фондов предприятия;

− добиться существенной экономии энергии и ресурсов;

улучшить свой имидж в области выполнения природоохранных требований;

улучшить систему управления предприятием в целом.

Такая структура является наиболее эффективной и обладает наибольшими потенциальными возможностями, позволяющими наиболее комплексно, рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность, минимизируя финансовые затраты и риски.

На крупных предприятиях структура экологической службы часто бывает сходна со структурой государственных органов экологического контроля. Обязанности сотрудников чаще всего разделены по виду воздействия на окружающую среду и связаны:

− с охраной атмосферного воздуха;

− с охраной и рациональным использованием водных ресурсов;

− с охраной окружающей среды от негативного воздействия отходов;

Иногда обязанности сотрудников разделены по виду технологических процессов, существующих на предприятии.

На небольших предприятиях, как правило, отсутствует разделение обязанностей по видам воздействия на окружающую среду.

При любой организации производственной экологической службы важно обеспечить:

− комплексный подход в осуществлении природоохранных мероприятий;

− высокое качество выполняемых работ;

− взаимозаменяемость сотрудников.

К специальным функциям управления в области охраны окружающей среды на предприятии относятся:

− планирование мероприятий по охране окружающей среды,

− организация их инженерного обеспечения,

− контроль и регулирование качества технологических процессов в соответствии с требованиями охраны окружающей среды,

− повышение квалификации сотрудников,

− анализ эколого-экономической эффективности и другие.

Решение задач производственного экологического контроля должно обеспечиваться деятельностью всех подразделений предприятия в соответствии с возложенными на них обязанностями. Координация деятельности подразделений и методическое управление охраной окружающей среды должны осуществляться структурным подразделением по охране окружающей среды или другим подразделением, определенным руководителем предприятия.

В настоящее время часть предприятий поручает выполнение природоохранных работ специализированным фирмам на договорной основе (т.н. «аутсорсинг»). Такая практика позволяет в ряде случаев получить существенный экологический и экономический эффект за счет сокращения штатной численности работников предприятия, повышения качества и оперативности выполняемых работ.

© Л.Н. Бельдeeвa, Н.В. Бyшминa, Л.Г. Уcынинa (2008)

К следующему разделу
К оглавлению



  

Рейтинг@Mail.ru