Главная
Главная

Главная -> Образование -> Учебные материалы -> Экологический контроль ->

Поиск по сайту: 

К оглавлению
К предыдущему разделу


7.2. Общие требования к проведению мероприятий по контролю

Общие требования к проведению мероприятий по контролю установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Он определяет:

− порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора);

− права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов;

− обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

В каждом органе надзора приняты и действуют ведомственные правила, методические рекомендации, иные документы, регламентирующие специфические моменты проведения мероприятий по контролю. Однако, положения ФЗ «О защите прав…» носят приоритетный характер.

Следует учесть, что Закон не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора). Положения рассматриваемого закона не применяются к отношениям, связанным с проведением контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством РФ, особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается правительством РФ.

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля, установленными Федеральным законом N 134-ФЗ являются:

презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

− открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля;

установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

− проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля;

− соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю проверяющей организации;

− периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

учет проводимых мероприятий;

− возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц контролирующих органов, нарушающих установленный порядок

− признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

устранение в полном объеме контролирующими органами допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

− ответственность контролирующих органов и их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации;

− недопустимость взимания органами государственного контроля платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов на осуществление исследований, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

− недопустимость непосредственного получения контролирующими организациями отчислений от сумм, взысканных в результате проверки.

Для сравнения: федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. 184–ФЗ сформулированы следующие основные принципы при проведении мероприятий по контролю:

презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

− соблюдение международных договоров Российской Федерации;

− открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

− проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

− соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

− периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое его проведение в течение установленного срока;

− возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю.

Особое внимание следует обратить на принцип, сформулированный как презумпция добросовестности проверяемого лица. Применительно к административно- правовому характеру отношений между контролирующим органом и объектом проверки это означает, что для применения мер ответственности к последнему одного факта нарушения обязательных требований недостаточно. Необходимо доказать, что нарушение произошло по его вине. Обязанность доказывания вины возлагается на контролирующий орган.

© Л.Н. Бельдeeвa, Н.В. Бyшминa, Л.Г. Уcынинa (2008)

К следующему разделу
К оглавлению



  

Рейтинг@Mail.ru