керосина, нефтяной и коксовый газ, азотоводородная смесь. Любой из этих газов, равно как и нитрозный газ, не должен содержать примесей сернистых соединений, вызывающих отравление катализаторов.
При применении в качестве восстановителя аммиака протекает процесс селективного каталитического восстановления оксидов азота в отходящих газах Аммиак реагирует только с оксидами азота, восстанавливая их до безвредных веществ и не взаимодействует при этом с кислородом, в связи с чем аммиак расходуют в количествах, эквивалентных содержанию в обезвреживаемых газах оксидов азота. При этом поддерживается температура в пределах 200-300oС.
Восстановление оксидов азота протекает по схеме (все эти процессы экзотермичны):
...
Каталитическое восстановление оксидов азота начинается при температуре 149oС в случае применения водорода в качестве восстановителя и 339oС при использовании метана. Поэтому хвостовые газы, имеющие обычно температуру 30-35oС, необходимо предварительно подогревать. Подогрев и восстановление оксидов азота происходит путем смешения хвостовых газов с газом-восстановителем и сжигания полученной смеси над слоем катализатора. Необходимо избегать перегрева в процессе сжигания топлива. Температура в зоне реакции не должна превышать 800-900oС. В связи с этим количество кислорода в газовой смеси и сжигаемого топлива также лимитируется температурой, которую может выдержать катализатор.
На практике целесообразно применять катализаторы и газы-восстановители с более низкой температурой зажигания. Это позволяет увеличить содержание кислорода в исходной газовой смеси и вести процесс разложения в одну стадию.
Катализаторы на основе драгоценных металлов очень дороги, поэтому ведутся изыскания катализаторов, не содержащих благородных металлов. Такие катализаторы, как правило, менее активны, однако целесообразность их использования диктуется широкой доступностью и низкой стоимостью.
Большое значение имеет выбор носителя, который определяет механическую прочность, термостойкость, гидравлическое сопротивление и в значительной мере активность катализатора. В последнее
|