10.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Управление использованием и охраной водного фонда занимаются специально уполномоченные на то государственные органы - бассейновые инспекции, входящие в состав министерства природных ресурсов РФ.
К полномочиям РФ относятся: определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов, управление водным фондом, разработка федеральных законов и государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, проведение единой научно-технической политики, разработка нормативно-методической базы, проведение мониторинга и т. д. Для оценки наличия и степени использования водных ресурсов используются водохозяйственные балансы, которые представляют собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами.
Систематизированные материалы исследований, проектные разработки о состоянии водных ресурсов и перспективное направление их развития содержатся в схемах комплексного использования и охраны водных ресурсов, которые разрабатываются в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспективных потребностей общества в водных ресурсах.
Для планирования и осуществления рационального использования, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые и территориальные государственные программы. Например, федеральная целевая Программа "Обеспечение населения России питьевой водой" (1994 г.). Констатируя существующее положение с водными ресурсами страны, Программа предлагает пути решения проблемы на федеральном и региональном (муниципальном) уровнях. Предлагаются перво-очередные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия, выполнение которых возможно за счет организационно-финансового и технического блоков.
Организационно-финансовый блок заключается в разработке единой законодательной и организационно-финансовой базы Программы, установлении очередности реализации этапов, определении финансовой стратегии государства, формулировании научно-технической политики реализации Программы.
|