Рис. 3.5.6. Цикл Отто четырехтактного бензинового двигателя с искровым воспламенением
Цикл назван в честь немецкого инженера Н. Отто, построившего в 1876 г. такой двигатель.
КПД цикла Отто меньше КПД цикла Карно
КПД цикла Отто можно выразить через отношение объемов:
...
Величина V2/V1 называется сжатием горючей смеси.
Цикл Дизеля. В 1897 г. немецкий инженер Р. Дизель изобрел двигатель, основанный на цикле «сжатие - самопроизвольное воспламенение». Если на диаграмме (рис. 3.5.6) заменить изохорический процесс bc, по которому идет нагрев топливной смеси, изобарическим, то получим цикл Дизеля.
Цикл Стирлинга. В настоящее время ведущие мировые автомобильные компании совершенствуют двигатель «внешнего сгорания», основанный на цикле, предложенном в 1816 г. Р. Стирлингом. Если на диаграмме (рис. 3.5.6) заменить адиабаты cd и ab изотермами, то мы получим цикл Стирлинга. КПД цикла совпадает с КПД цикла Карно.
Двигатель внешнего сгорания (рис. 3.5.7) имеет и еще ряд преимуществ. Сгорание смеси происходит непрерывно, а не вспышками. Его можно использовать без глушителя. Выбросы продуктов сгорания значительно меньше, чем в других двигателях. Кроме того, двигатель Стирлинга работает не только за счет сжигания топлива, но и от любого источника тепла, например солнечных лучей. Его можно использовать и в авиации, и в космосе (рис. 3.5.8).
|