точно такой же, т.е. было доказано, что волновыми свойствами обладает каждый отдельный электрон.
Вскоре после этого удалось наблюдать и явления дифракции атомов и молекул. Атомам с массой m, находящимся в газообразном состоянии в сосуде при абсолютной температуре Т, соответствует, по формуле (2.3.4), длина волны
...
т.к. средняя кинетическая энергия атома Ек = ⅔ kТ.
Для лёгких атомов, молекул (Н, H2, Не) и температур в сотни градусов Кельвина длина волны λ составляет около 1 Å. Дифрагирующие атомы или молекулы практически не проникают вглубь кристалла.
Сформированный с помощью диафрагм молекулярный или атомный пучок направляют на кристалл и тем или иным способом фиксируют «отражённые» дифракционные пучки. Таким путём немецкие учёные О. Штерн и И. Эстерман, а также другие исследователи на рубеже 30-х гг. наблюдали дифракцию атомных и молекулярных пучков (рис. 2.3.4).
Позже наблюдалась дифракция протонов, а также дифракция нейтронов (рис. 2.3.5), получившая широкое распространение как один из методов исследования структуры вещества.
Так, было доказано экспериментально, что волновые свойства присущи всем без исключения микрочастицам.
Дифракция частиц, сыгравшая в своё время столь большую роль в установлении двойственной природы материи - корпускулярно-волнового дуализма (и тем самым послужившая экспериментальным обоснованием квантовой механики), давно уже стала одним из главных
|