|
Читальный зал ->
Федорова Т.С. Творчество в образовании: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. – 134 с.
Скачать полный текст
Нравится
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Творчество и система образования
1.1 Исторические аспекты научного творчества в России
1.2 Наука и ценности
1.3 Научно-техническое творчество
1.4 Обучение творчеству
2 Методы поиска новых идей
2.1 Метод «проб и ошибок»
2.2 Методы психологической активизации
2.2.1 Мозговой штурм
2.2.2 Обратный мозговой штурм
2.2.3 Корабельный совет
2.2.4 Конференция идей
2.2.5 Метод фокальных объектов
2.2.6 Метод гирлянд ассоциаций и метафор
2.2.7 Приемы аналогий
2.2.8 Синектика
2.3 Методы систематизированного поиска новых идей
2.3.1 Метод контрольных вопросов
2.3.2 Морфологический анализ
2.3.3 Метод многократного последовательного классифицирования
2.3.4 Функциональный анализ
2.3.5 Функциональный метод проектирования Мэтчетта
2.3.6 Метод синтеза оптимальных форм
3 Теория решения изобретательских задач
3.1 Биография Г.С. Альтшуллера
3.2 ТРИЗ - технология творчества
3.3 Уровни задач
3.4 Развитие технических систем
3.5 Технические противоречия и приемы их устранения
3.6 Вепольный анализ
3.7 Идеальный конечный результат
3.8 Ресурсы в технических системах
3.9 Понятие психологической инерции и методы ее преодоления
3.10 Алгоритм решения изобретательских задач
3.11 Воздействие на каналы восприятия
3.11.1 Каналы воздействия
3.11.2 Изменение сигналов по каналам восприятия
3.11.3 Использование особенностей биообъектов
Людям всегда был и будет свойственен поиск нового в любой
области жизни. Человек, едва научившись ходить и лепетать, уже
проявляет интерес к окружающему миру. Он уже что-то придумывает.
Однако, наши поиски в обыденной, повседневной жизни обычно
происходят хаотично, бессистемно, с помощью так называемого
«метода проб и ошибок».
Гибкость мысли в сочетании с апробированными приемами – вот
что даст ответ на многие поставленные вопросы.
Когда человек ищет решение без системы, мысли «разбегаются» под влиянием множества причин. «Каждый из нас, - пишет
американский психолог Эдвард Торндайк, - при решении интеллектуальной задачи осаждается буквально со всех сторон различными
тенденциями. Каждый отдельный элемент как бы стремится захватить
сферу влияния на нашу нервную систему, вызвать свои ассоциации,
не считаясь с другими элементами и общим их настроением».
Привычные схемы осаждают изобретателя, «блокируют» пути, ведущие к принципиально новым решениям. В этих условиях, как
отмечал И. П. Павлов, в особенности горько дают себя знать обычные
слабости мысли: стереотипность и предвзятость.
Планомерный поиск, наоборот, упорядочивает мышление,
повышает его продуктивность. Мысли как бы концентрируются
на одном (главном для данной задачи) направлении. При этом:
посторонние идеи оттесняются, уходят, а идеи, непосредственно
относящиеся к задаче, сближаются. В результате резко повышается
вероятность «встречи» таких мыслей, соединение которых и даст нам
то, чего мы добивались.
Читальный зал
|