![]() |
|
Как облегчить процесс обученияОбучение – это получение знаний, навыков и умений. Обучаться чему-либо мы начинаем с самого рождения, и если не считать таких подарков природы как условные рефлексы, учиться нам приходиться абсолютно всему. Мы учимся говорить, запоминать, логично думать, правильно двигаться… И чем старше мы становимся, тем больше требований у окружающего мира к нашим умениям, тем большему нам необходимо учиться. Если не считать тех счастливчиков, которые обладают разными врожденными талантами, отличными физическими данными и просто повышенной любознательностью, основной массе представителей человечества приходится напрягать все силы, получать оценки собственных успехов и неудач, сравнивать себя с другими (не всегда в свою пользу). И у многих людей уже в школьном возрасте просто опускаются руки. Что же делать? На самом деле проблема обучения не так уж страшна. Просто первое, чему следует научиться – это облегчать процесс этого самого обучения. То есть облегчать жизнь учащегося, не теряя при этом в качестве обучения. На первый взгляд задача кажется невыполнимой по одной простой причине: мы находимся во власти стереотипа, что учеба – это тяжкий труд, а во время отдыха невозможно ничему научиться. Но ведь это нелепость! Наша психика устроена так, что мы блокируем неприятные воспоминания. Двойка по литературе (за которую еще и досталось от родителей) вполне способна избавить от желания брать в руки книги: толку – чуть, одни неприятности! А вот выученный в три годика огромный стишок мы помним почему-то до пенсии: ведь за него нам достался пакет замечательных сладостей! И что примечательно, стихи с тех пор мы запоминаем на удивление быстро! Это явление называется «положительное подкрепление» — когда мы видим свою выгоду, мы учимся на удивление быстро и всему чему угодно! Вывод напрашивается сам собой: начинать обучение стоит с того, что получается лучше всего и незаметно подводить обучаемого к более сложным задачам, которые он, окрыленный предыдущими успехами, выполнит гораздо качественнее, чем если его нагрузить сложным заданием просто потому, что этого требует программа. В наше время, когда в интернете можно найти ответы на все учебные вопросы, хоть немного любопытным детям изучить школьную программу не представляет труда. Это родители видят только кошмарные «стрелялки» и «бродилки» при уже идеально сделанных уроках. Да, конечно, все ответы взяты в сети. Да, очевидно, что пишутся рефераты на заказ, а готовое сочинение, возможно, выложено учительницей литературы, желающей подработать. Мы видим в этом глобальную детскую лень и нежелание учиться. А может быть, это не так? Может быть, ваш ребенок освобождает себе время для занятия, к которому у него есть интерес, склонность и талант? Если он имеет выраженный математический склад ума, он с большим удовольствием и пользой для своего развития потратит время на решение задач и, возможно, вы когда-нибудь окажетесь родителями научного светила. А если заставлять его сидеть над образом Раскольникова, то и результата особого не будет, и время будет потрачено зря, и врожденные склонности не раскроются, и появится абсолютная уверенность в собственной никчемности. Эйнштейн, например, до трех лет вообще не разговаривал, не отвлекался, видимо, от вычислений. Но когда заговорил, словарный запас имел вполне приличный: на современный «аттестат зрелости» хватило бы. Итак, как облегчить процесс обучения? Для того чтобы любое обучение было качественным, необходимо полноценно отдыхать. И только потом сосредоточить все силы на главной цели обучения и не тратить больше времени, чем необходимо, на второстепенные занятия. Если ваш ребенок выраженный гуманитарий, и его вступительные экзамены – это история, литература и иностранный язык, то нет особого смысла получать ученую степень по физике. Да, все науки важны, но талант каждой личности требует развития, а возможности детского мозга пока не безграничны. По этому, решение контрольных работ по математике вполне можно доверить нанятому специалисту, который, конечно же, объяснит ученику общие принципы для понимания, но не отнимет драгоценное время от выбранного предмета. Опубликовано 28.03.2013 |