Главная





Главная -> Калейдоскоп -> Выпуск 40 ->

Обучение за рубежом: за и против

Несмотря на то, что мир постоянно меняется, границы становятся более прозрачными, а связи между странами – более тесными, ряд консервативно настроенных людей высказывает недоумение по поводу того, зачем нужно учиться за границей. Высказывается мнение о том, что русский человек должен учиться и работать на родине. Однако не совсем понятно, чем подкрепляется это мнение.

Еще с давних времен известна традиция отправляться за границу, в другие страны, чтобы расширить собственный кругозор. Новые знания, другой взгляд на привычные проблемы никому еще не мешали. Достаточно вспомнить политику Петра Первого в этом вопросе. Действительно, первый российский император многими воспринимается неоднозначно. В его деятельности можно увидеть как гениальные решения, так и серьезные просчеты. Однако, когда он, выражаясь современным языком, отправил молодежь стажироваться и работать за границей, он поступил совершенно правильно. В тот момент намечалось явное отставание России от Европы, которое было прекрасно продемонстрировано в самом начале Северной войны. Шведская армия без труда разгромила русские войска при Нарве. Решить проблемы можно было, только заимствуя передовой зарубежный опыт, что и было с блеском проделано Петром. И в наше время многие ВУЗы, например, Московский Независимый Экономическо-Политологический Университет (МНЭПУ), способствуют обучению своих студентов за рубежом.

На самом деле, многие, выступая против образования за рубежом, опасаются, скорее, того, что молодые специалисты, получив диплом, не вернутся в Россию. Действительно, такая проблема существует. Отток человеческого капитала из России весьма велик. Но это говорит не о том, что необходимо запрещать саму возможность учиться в Европе или США, а о том, что нужно создавать условия, при которых молодому специалисту будет выгоднее вернуться на родину.

Не секрет, что очень многие студенты, даже обучающиеся в российских ВУЗах, утверждают, что не прочь уехать из России. Это объясняется нередко тем, что они не видят здесь перспективы. Таким образом, проблема должна решаться совсем в иной плоскости. Необходимо, чтобы эта самая перспектива здесь появилась, чтобы молодому специалисту было зачем возвращаться. В идеале, должна повториться ситуация с молодежью, уехавшей за границу при Петре I. Россия, конечно, не является абсолютно отсталой периферией мира, но это не значит, что у нас все в порядке, и нам нечему учиться. Учиться нужно всю жизнь, и высокообразованная амбициозная молодежь может и должна стать тем мостиком, который свяжет Россию с заграницей и обеспечит взаимовыгодный обмен достижениями науки и культуры.

Опубликовано 12.05.2011



 

  

Рейтинг@Mail.ru