Главная -> Калейдоскоп -> Выпуск 5 ->
Приводные ремни. Конструкции и назначенияРеменная передача является одним из наиболее древних способов сообщения вращательного или поступательного движения от двигателя к отдельным узлам механизма. И, несмотря на появление современных приводов, ременная передача по сей день используется не только практически во всех областях промышленности, но и во многих бытовых приборах, поскольку трудно придумать более экономичный, но в тоже время и эффективный способ приведения в движение механических узлов. Ременная передача представляет собой устройство, состоящее из ведущего шкива, закрепленного на валу электродвигателя, который соединен с ведомым шкивом посредством гибкого элемента - приводного ремня. Передача механической энергии, а соответственно и вращательного движения, осуществляется за счет сил трения или зацепления (если в передаче используются зубчатые ремни) между шкивом и ремнем. К достоинствам ременной передачи можно отнести плавность и бесшумность работы, низкую стоимость, легкость монтажа и замены элементов передачи. В случае возникновения перегрузок при работе ременной передачи они компенсируются за счет эластичности ремня. Такой вид передачи используется при работе с высокими окружными скоростями и способен достигать показателя эффективности до 98%. Приводные ремни не нуждаются в смазывании, а при выходе из строя не наносят повреждений другим элементам механизма. Недостатками ременной передачи считается значительные габариты, относительно небольшая несущая способность и проскальзывание приводных ремней (исключая зубчатые ремни) в процессе работы. В ременной передаче могут использоваться ремни приводные различной конструкции: круглые, плоские, клиновые или поликлиновые, а также ремни зубчатые. Довольно часто в различных механизмах применяются также вентиляторные и вариаторные ремни, которые также являются разновидностью ремней приводных. Наиболее простую конструкцию имеет ремень плоский. Такие ремни приводные применяются при передаче больших мощностей и способны работать на больших скоростях вращения (до 100 м/с). Материал, из которого изготовлены приводные ремни, может отличаться высокой стойкостью к воздействию химических веществ (масла, бензина, ацетона, жиров). Плоские ремни имеют высокий показатель эластичности и могут использоваться в приводах, работающих с несколькими шкивами одновременно. К недостаткам плоских ремней можно отнести непостоянство передаточного отношения при перегрузках из-за проскальзывания ремня вдоль шкива. Плоские приводные ремни нашли применение в бытовых приборах: центробежных и пневматических насосах, генераторах. В промышленности такие ремни используются в приводах различных станков: шлифовальных, сверлильных, токарных, шипорезных, а также в ткацких и прядильных станках, пилорамах и деревообрабатывающих установках. Круглые ремни приводные применяются при работе с малыми мощностями, а именно в бытовых приборах. Клиновой ремень имеет более сложную форму сечения, которая обеспечивает лучшее сцепление со шкивом, а, следовательно, и лучшие характеристики, нежели у плоских ремней. Ремень клиновой выпускается в нескольких вариациях: различают вентиляторные ремни нормального сечения, ремни приводные клиновые узкого сечения и вариаторные ремни. В настоящее время ремень клиновой обычного сечения изготавливается отечественными производителями в соответствии с гост 1284-80 и гост 5813-93. Каждое типовое исполнение клиновых приводных ремней нашло применение в определенной области. Так ремень клиновой вентиляторный используется в приводе практически любой марки автомобиля (ГАЗ «Волга», ЗАЗ, ЗИЛ, ВАЗ, КамАЗ, БелАЗ и др.). Ремни приводные клиновые нормальных сечений служат для передачи вращательного движения, как в различных промышленных установках и металлообрабатывающих станках, так и в автомобилестроении и сельхозтехнике. Клиновые приводные ремни узкого сечения, благодаря современным технологиям и применяемым для их изготовления материалам, работают в условиях повышенных мощностей и скоростей вращения. Узкие ремни позволяют применять шкивы малых диаметров, соответственно обеспечивая экономию, как в отношении рабочего пространства, так и в отношении цены шкива. Такие ремни отличаются повышенной износостойкостью и долговечностью. Благодаря этим свойствам клиновые ремни с узким сечением используются в качестве приводных ремней в тяжело нагруженном горнодобывающем и горнорудном оборудовании, а также в сельхозтехнике. Ремень вариатора дает возможность бесступенчатого регулирования в широком диапазоне скоростей. Такие ремни приводные могут иметь как клиновое, так и зубчатое исполнение. При этом они могут изготавливаться с особой формой зуба, которая позволяет снизить уровень рабочих температур, а также придает ремню повышенную гибкость. В поперечном сечении ремень обладает достаточной жесткостью, чтобы исключить перекос в шкивах, тем самым обеспечивая равномерное распределение нагрузки, а, следовательно, снижая износ в процессе эксплуатации. Приводные ремни этого типа нашли применение в скоростных приводах различного типа техники, а также в промышленных установках. Наиболее высокие эксплуатационные и технические характеристики имеют ремни зубчатые. Зубчатые ремни могут иметь различную форму зуба, а также изготавливаться односторонними и двухсторонними. Наличие зубьев на поверхности ремня обеспечивает повышенную сцепляемость ремня со шкивом, исключает проскальзывание и позволяет работать в условиях повышенных нагрузок. Отсутствие вибраций в процессе работы такого привода гарантирует плавность и бесшумность передачи. Ремни зубчатые работают и в механизмах с большими диаметрами шкивов в тяжелых промышленных машинах и установках, но также могут использоваться и при малых габаритах передачи в бытовых приборах. Как видно из вышесказанного, ремни приводные различных типов имеют практически неограниченную область применения. Они могут работать в широком диапазоне температур и иметь повышенную стойкость к воздействию агрессивных сред. Определить тип приводного ремня и его материал, выбрать форму сечения и рассчитать параметры передачи и количество ремней помогут специалисты в зависимости от условий работы, передаваемой мощности и частоты вращения. По материалам сайта www.bartltd.ru Опубликовано 16.02.2010 |