Главная -> Калейдоскоп -> Выпуск 6 ->
Обучение обработке древесины на станкахВ процессе производственного обучения учащихся нужно ознакомится с устройством, назанчением, приемам работы на пильных, продольных и фрезерно-строгальных, сверлильных, фрезерных, шипорезных и токарных станках. Эти вопросы учащиеся изучают в мастерской машинной обработки древесины. Если в мастерской машинной обработки недостаточно станков на всю группу учащихся, занятия проводят бригадами. Для изучения темы составляют график перемещения учащихся по рабочим местам. Если мастерская располагает 15—20 рабочими мостами (станками) для механизированной обработки древесины, тему одновременно может проходить вся группа под наблюдением и руководством мастера группы. На первом вводном инструктаже мастер основное внимание должен уделить правилам поведения учащихся в мастерской машинной обработки и вопросам охраны труда. По каждому типу станков учащиеся должны научиться: пуску и останову станка, организации рабочего места, приемам работы на станке, уходу за станком, соблюдению правил безопасных условий труда. Кроме того, учащиеся должны усвоить: принцип действия станка и взаимодействие его основных частей, узлов и деталей; навыки обращения с инструментом, применяемым -при работе на станке, правила его установки, способы закрепления, регулирования и проверки; возможные неполадки в работе станка и способы их устранения. На вводном инструктаже по теме мастер дает учащимся общее представление о деревообрабатывающих станках, показывыет их основные части, характеризует операции, выполняемые на станках. Все операции, из которых складывается процесс обработки деталей, можно разделить на три стадии: раскрой материала на черновые заготовки на пильных станках; придание черновым заготовкам заданной формы и доведение их до заданных размеров чистовой заготовки; окончательная обработка чистовой заготовки, т. е. выработка необходимых профилей, элементов для соединения и сборки деталей. Мастер объясняет, что механическая обработка древесных материалов на станках начинается с их раскроя. Полученные отрезки называют черновыми заготовками деталей. Раскроенные заготовки проходят две стадии механической обработки. На первой стадии заготовки фрезеруют с четырех сторон на фуговальных рейсмусовых станках и оторцовывают на пильных станках для получения точных размерв и правильной геометрической формы. Первую стадию ещё называют механической обработкой заготовок. Вторая стадия обработки заключается в нарезании шипов и проушин, сверлении отверстий, выборке гнезд, шлифовании, отборке профилей на шипорезных, сверлильных, долбежных, фрезерных, шлифовальных и других станках. Подготовка мастера к занятиям по теме. К вводному инструктажу по теме потребуются плакаты. Мастер должен подготовить также плакат-схему где приведены деревообрабатывающие станки и их классификация. В мастерской должны быть вывешены плакаты дереворежущего инструмента. Для этого в училище целесообразно изготовить плакат «Пилы для круглопильных станков», плакат «Ленточные пилы», «Строгальные ножи», плакат «Фрезы», плакат «Контрольно-измерительный инструмент и приспособления», плакат «Сверлильный и долбежный инструмент». Если силами училища невозможно изготовить плакаты, то рисунки рекомендуется демонстрировать через эпидиаскоп. Для мастерской необходимо также изготовить, плакаты по основным узлам: «Валы и шпиндели», «Прижимные устройства к станкам», «Упоры или концевые ограничители станков», «Механизмы подачи», «Приводы», «Органы управления станков», «Питающие и съемные устройства». При обучении работе на станках мастер сначала проводит беседу по теме и делает вводный инструктаж конкретно по уроку, затем дает упражнения, текущий и заключительный инструктажи. Если при изучении темы не будет возможности провести упражнения фронтально, группу разбивают на звенья и составляют график прохождения темы. Последовательность обучения может быть такой: беседа с учащимися; объяснение и демонстрация новых для учащихся: трудовых приемов, операций; демонстрация учебно-наглядных. пособий и эталонов; показ определения качества обработки деталей; упражнения и самостоятельная работа учащихся по освоению приемов; индивидуальная беседа мастера с учащимися в процессе самостоятельной работы; работа по инструкционно-технологической документации и со справочными таблицами, выполнение домашних заданий. По материалам сайта www.woodtechnology.ru Опубликовано 25.02.2010 |