|
Механизм распознавания и восприятия речи
Предполагается, что у взрослого человека имеются определённые внутренние коды, с помощью которых формируются его навыки и владения речью. То есть, при восприятии речи и при её произношении нервная система человека обеспечивает фонологический, зрительный, артикуляционный, а также семантический анализ. Именно эти факторы учатся использовать люди, проходящие курсы ораторского мастерства с целью повысить эффективность своего влияния на окружающих.
В том случае, когда органы слуха человека улавливают произнесённое слово, акустическая информация, которая в нём заключена, поступает на отделы слуховой системы человека, а также на подкорковые неслуховые области образований мозга.
Слуховая система человека обозначается как зона Вернике. Своё месторасположение она занимает на первичной слуховой коре. Здесь происходит распознавание смысла слова, и здесь же происходит исполнение программы формирования речевого ответа в специфический внутренний сигнал. После чего передаётся в зону Брока и именуется не иначе как семантическим кодом.
Зона Брока связанна с зоной Вернике дугообразным пучком волокон, что служат для передачи вышеобозначенного семантического кода. В зоне Брока, на основе кода, исполняется программа детального формирования артикуляции, что способствует реализации за счёт активации системы лицевых мышц и коры моторной области мозга.
Если же поступление слова происходит посредством зрительной системы человека, то первым делом происходит активация первичной зрительной коры. Где слово, будучи распознанным, отправляется в угловую извилину головного мозга. Именно здесь, в угловой извилине, осуществляется преобразование зрительного сигнала в слуховой, и затем его передача в зону Вернике. Далее происходит то же, что и в случае со слуховым сигналом.
Данные слова вызывают очаги возбуждения в затылочной области мозга. Кроме этого, здесь находятся вторичная ассоциативная зона, а также первичная проекционная. При этом процесс задействует как правое, так и левое полушарие головного мозга.
В случае если смысл прочитанного воспринимается неоднозначно, то его семантический анализ, а также формирование ответного поведения, происходит за счёт фронтальной зоны головного мозга. Даже самая простейшая лексическая задача требует включения ряда зон правого и левого полушария.
Опубликовано 07.04.2014
|