Главная -> Калейдоскоп -> Выпуск 18 ->
Сложные системы контроляВ качестве примера сложной системы контроля рассмотрим дозатор паров анестезирующего состава, который применяется для регулировки объема анестетика, вдыхаемого пациентом во время операции. В эту систему включены активные и пассивные датчики. Концентрированные пары анестезирующего состава контролируются при помощи пьезоэлектрического датчика, который установлен в отводной трубке. При увеличении количества анестетика, его молекулы увеличивают массу пьезокристалла, от которой зависит частота его колебаний. Суммарная величина изменений частоты кристалла и является той мерой концентрации вдыхаемых паров анестезирующего состава. Поскольку дыхание человека имеет две фазы (вдох-выдох), для их разделения в систему включен датчик контролирующий уровень углекислого газа (СО2). Для компенсации переменных в систему также включены датчики температуры и давления. Импульсы от всех датчиков передаются на АЦП (аналого-цифровой преобразователь) и после оцифровки передаются на микропроцессор, где определяется реальная концентрация паров анестезирующего состава. Необходимая информация выводится на дисплей. Врач-анестезиолог устанавливает необходимый уровень подачи анестетиков и процессор, управляя соответствующими клапанами, поддерживает необходимую дозировку анестезирующих веществ. В качестве другого примера приведем автомобильную систему контроля безопасности. В её состав включены две системы, которые следят за состоянием водителя (бодрствует или засыпает). Одна система предупреждает водителя, а вторая выравнивает курс автомобиля (Пока еще такими системами оснащены далеко не все автомобили). Для выполнения поставленных задач требуются специальные датчики, их роль могут выполнять сенсоры слежения за зрачком водителя и детекторы наклона головы. В систему подачи звукового сигнала о необходимости экстренного торможения (Она строится из датчиков ультразвукового, инфракрасного и микроволнового диапазонов) также включается устройство включения стоп-сигналов, предупреждающее заранее водителей, которые едут сзади. Система предупреждения о препятствии включает в себя радар и систему круиз-контроля, которая начинает работать, если водитель слишком подъехал к автомобилю, идущему впереди: при этом для обеспечения безопасности скорость автомобиля снижается. Система мониторинга пешеходов определяет наличие препятствий на дороге и выдает соответствующий сигнал водителю. Устройство контроля полос разметки определяет отклонение от полосы движения, оповещает водителя и выравнивает автомобиль. Источник: npmavia.ru Опубликовано 11.08.2010 |