Главная -> Калейдоскоп -> Выпуск 19 ->

Отечественная промышленность завтра - государственная или частная?

Убеждения людей со временем меняются - и тот, кто ещё вчера был убеждённым либералом и демократом, проанализировав произошедшие в России в самом начале XXI века события, становится по своему мировоззрению либо коммунистом, либо монархистом. При этом, как всегда, остаётся открытым вопрос: кому должны принадлежать средства производства?

Противники государственной собственности (а такие люди встречаются не только среди либералов) убеждены, что директор государственного завода, заодно с другими управляющими лицами, заинтересован исключительно в личном обогащении, а потому не способен проводить эффективную экономическую политику. Следует признать, что в условиях типичной коррумпированной страны (скажем, России 2010 года) этот аргумент имеет весьма серьёзные доказательства. И, в самом деле, зачастую работа государственного предприятия может быть основана на различного рода мелких и крупных откатах. В то же время на подобном заводе строго соблюдается трудовой кодекс, люди получают все необходимые социальные гарантии, при этом существует реальная возможность создать так называемый дух коллектива, когда для каждого рабочего родной завод - это не просто какое-то место, в котором приходится ишачить, а нечто большее, некая одушевлённая сущность, которая даёт людям возможность работать и при этом чувствовать уверенность в завтрашнем дне.

Что касается частника, то, само собой, он не будет закупать ресурсы или услуги для собственного завода по завышенным ценам, закладывая туда свой интерес. Хотя - как знать, быть может, ради уменьшения официальной прибыли предприятия он пойдёт и на это. Но к чему любой частник в процессе управления заводом придёт точно - так это к пониманию того, что чем меньше он заплатил рабочим, тем больше оставил себе. И вот это страшно. Создавать экономику на такой идее просто нельзя. Частники могут печь пирожки, продавать газеты, делать различные интересные сайты - но тяжёлая промышленность должна полностью контролироваться государством.

Напоследок - яркий пример из жизни. В Белоруссии МАЗ выпускает отличные грузовики, его смежники в больших количествах продают запчасти МАЗ по всему миру. А в России ЗИЛ практически перестал существовать, впрочем, как и тысячи других предприятий - ведь при чистом капитализме зачастую выгоднее закрыть завод, а его площади сдать в аренду под склады. А что будет дальше - неважно, ведь задача максимизации сиюминутной выгоды уже решена. Будем надеяться, что у наших потомков хватит ума и политической ответственности для того, чтобы сохранить автомобильную промышленность в руках государства.

По материалам сайта www.i-t-c.ru

Опубликовано 14.08.2010

  

Рейтинг@Mail.ru