Главная -> Калейдоскоп -> Выпуск 30 ->

Нейролингвистическое программирование (НЛП) - история возникновения и развития

НЛП (нейролингвистическое программирование) - начало, история развития

НЛП - довольно загадочная аббревиатура, которая, как правило, обещает вам решить все ваши проблемы в очень короткий срок. Что же это? Новое психологическое лекарство и панацея от всех болезней? Может очередная пирамида, типа герболайфа, которая принесет своим создателям большие деведенты, заработанные на продаже здоровья простых обывателей?

Давайте рассмотрим, для начала, несколько определений нейролингвистического программирования:

1. Нейролингвистическое программирование - это спектр техник, которые позволят произвести наиболее быстрые изменения в мышлении человека, за счет оказывания на них воздействия, неосознанного воздействия (манипулируя ими), для извлечения от различных психологических заболевания человека, для избавления от разных психологических фобий и проблем, и в том числе, для развития человека.
2. Нейролингвистическое программирование - это эпистемология, т.е. наука изучающее познание человека. Изучающее человеческое мышление, то как человек может, изменяя форму сознания, изменить его содержание и, соответственно, окружающий мир.
3. Нейролингвистическое программирование - это знание, точнее, область знаний, которые изучают структуру субъективного человеческого опыта, которое занимается разработкой речи человека, описывающее ее. В том числе, нлп раскрывает механизмы и методы моделирования человеческого опыта, для дальнейшего его совершенствования и передачи разработанных и выявленных моделей поведения другим людям.

История  создания техники нейролингвистического программирования (НЛП)

Нейролингвистическое программирование является довольно молодой наукой, даже младше гуманистическое психологии человек почти не десять лет. Создатели НЛП техники - Д. Гриндер и  Р. Брендлер - так называемые, представители психологов-бунтарей шестидесятых. Все те люди, которые, в той или иной степени, общались с Бэндлером, отозвались о этом человеке, как о человеке не признающим никаких условностей, принципов и норм поведения, если эти нормы будут противоречить его мировоззрению.

Но как бы то не было, этот человек достаточно талантлив, человек которому просто дается процесс обучения, и помимо этого, он обладает очень нужным и полезным свойство - умением наблюдать за действиями других людей, путем вживания в них и перенимание поведения этих людей. И этот интерес к подобному обучению постепенно перерос в данную науку, науку нлп. Хотя и БЛендлер изучал в университете философию и другие точные науки, это ему не помешало выработать и создать методы доминантного общения (нлп методы).

Во время своей учебы в университете и своей научной работы, Блендлер очень активно общался с очень известными представителями разных психологических течений. Именно, под руководством одного из представителей этих течений, Бэндлер и начал вести группы студентов, по изучению гештальт-терапии. В это время, его супервизором становиться Д. Гриндер. Многие считают, что именно данный период совместной работы этих людей наиболее плодотворный для создания будущего знания о НЛП технике.
Приемы нейролингвистического программирования и эффектиного общения
Гриндер и Бэндлер не только выполняли роль ведущих данных групп студентов, но и один из них находился в постоянном наблюдении за действием другого. Подобным образом, и формировался список методов и действий, которые влияют на сознание человеческое личности. И именно, на этом будут в дальнейшем основаны методы и приемы нейролингвистического программирования и эффектиного общения.

Наибольшее влияние на программу нлп в дальнейшем оказал эриксоновский гипноз, которым предлагается погрузить человека с некое состояние небольшого транса, за счет коммуникативных и лингвистических приемов. До своего знакомства с М. Эриксоном, создателем этого подхода к данному виду гипноза, Бэндле сотрудничал с В. Сатир, которая была широко известна как семейный психотерапевт.

Основные принципы НЛП

Очень часто упоминают о том, как Бэндлера, однажды, попросили записать занятия Сати на пленку. Он делал это, одев при этом один наушник, для проверки качества записываемого материала, на одно ухо, и в другое вставил наушник  с музыкой "Пинк Флойд". Во время окончания занятия, Сатир попросила рассказать участников, о том, что же необходимо им изменить в своем поведении, и как это сделать применяя полученные знания о нлп. Единственным, кто мог четко и точно обрисовать это поведение, стал Бэндлер, человек который слушал занятие в пол-уха.  

Другими словами, Бэндлер сделав вывод о том, что материал любых занятий намного легче будет проникать через подсознание человека. Одновременно с этим, он и Гриндер проведут большую работу по изучению и выделению "существенных языков" - т.е. действий, ключевых и главных по отношению к заданной цели - в поведении Сатир, Перлза и Эриксона. В тот момент и будут определены основные "киты", на которых базируется НЛП:

- знание и понимание нейрофизиологических процессов организма человека, отвечающих за переработку, хранение и дальнейшую передачу полученной информации;
- знание и понимание о внутреннем устройстве восприятия человека.

Опубликовано 21.12.2010

  

Рейтинг@Mail.ru