Главная





Главная -> Калейдоскоп -> Выпуск 56 ->

Проблемы образования – мнимая свобода ВУЗов

Существует мнение, что в настоящий момент современные высшие учебные заведения получили неограниченную свободу действий и, по сути, превратились в удельные княжества, «государства в государстве». В этих отдельно взятых «государствах» существуют свои правила и законы. Эти законы и правила не всегда позитивные, чаще даже негативные, к примеру, сложившая в отечественных ВУЗах традиция выполнять дипломные на заказ.

С одной стороны, если рассматривать административную структуру ВУЗа, это действительно «государство в государстве». Но это только с одной стороны. На деле в некоторых наиболее важных для развития отечественной науки и выращивания научных кадров вопросах ВУЗы абсолютно несамостоятельны и находятся под жестким административным контролем вышестоящих органов. Учебные планы и программы спускаются свыше, научные разработки являются чисто формальным понятием, речи о каких-то исследованиях вообще не ведётся, зато процветает практика заказа курсовой работы за деньги.

Как уже говорилось, ВУЗы сильно ограничены в выборе и формировании перечня читаемых дисциплин. Дело в том, что основная часть учебных курсов являются стандартными и устанавливается свыше в качестве обязательных для обучения, а количество так называемых спецкурсов ничтожно мало. Даже по стандартным учебным дисциплинам современные студенты не стремятся к самостоятельной работе, сегодня их излюбленный вариант - курсовые работы на заказ, не говоря уже про спецкурсы. В результате современные государственные ВУЗы, по сути, страдают от собственной внутриотраслевой бюрократии значительно больше, чем в советские времена. И практика курсовых работ на заказ в таких условиях никого больше не удивляет.

Чтобы не быть голословными рассмотрим пример формирования фонда университетских библиотек.

Качественное и своевременное обновление фонда университетских библиотек неоценимо важно для студенческих научных разработок, потому что отсутствие нужной литературы только подталкивает студентов к тому, чтобы заказать курсовую работу.

Людям непосвященным может показаться, что каждый ВУЗ в состоянии закупать любую необходимую ему научную литературу для своих библиотек. Это не так. ВУЗам разрешено закупать в основном только учебники, причем только имеющие гриф Министерства Образования или, как вариант, гриф Учебно-методического отдела. Кстати, Учебно-методических отделов в стране всего несколько штук, далеко не каждый ВУЗ имеет такой отдел в своем составе. Те учебники или научные монографии, которые не имеют соответствующего грифа, в ВУЗах популярностью не пользуются. Такая практика практически полностью отрезает ВУЗы от новейшей научной литературы.

Кроме того, в настоящий момент в ВУЗах имеются аномалии в деятельности библиотек. Например, такой бюрократический момент: библиотека факультета может получить в дар научную работу только через центральный университетский офис, а он довольно часто находится в совершенно другом месте. Или такой пример: университетская библиотека не может принять в дар монографию даже своего штатного преподавателя. То есть сделать это библиотека в состоянии, но для этого нужно оформить множество сложных документов. Получается, что фонды университетских библиотек пополняются новой литературой весьма формально. А ведь для того, чтобы написать качественную научную работу студенту просто необходимо проработать новейшую научную литературу по данной тематике. Такой литературы в библиотеках нет. Остается один вариант - дипломная на заказ.

Подконтрольность ВУЗов вышестоящим инстанциям, таким как Министерство образования, является непосредственной причиной таких институциональных ограничений при формировании университетских научных фондов. В этой связи можно сказать, что из-за укоренившейся внутривузовской бюрократии плохая деятельность университетских библиотек стала первым шагом к фактическому развалу университетов как ведущих учебных и научных центров страны.

Опубликовано 15.11.2011



 

  

Рейтинг@Mail.ru