![]() |
|
Разновидности талей – тельферы электрические, ручные цепные тали и канатныеПодъём и перемещение, кантование и стропление – все перечисленные выше операции над предметами и субстанциями разной степени тяжести облегчаются при использовании дополнительного подъёмно-транспортного оборудования, самым простым, компактным и доступным из которого являются особые приспособления, называемые талями (или, что то же самое, тельферами). Они повсеместно эксплуатируются в грузоподъёмной деятельности в таких сферах как промышленность, строительство, применяются на территории портов и так далее. С точки зрения технической организации привода, эти устройства делятся на 2 большие группы – электрические и ручные. В электрических (они же электротельферы) механизм приводится в движение с помощью электродвигателя, а управление обычно дистанционное. В ручных (или механических) конструкциях для запуска задействуются непосредственно мышцы человека-оператора. Конечно, это приводит к ряду недостатков по сравнению с устройствами электрическими. Во-первых, они менее производительны, так как рабочий вручную способен передвигать значительно меньшее количество грузов и с меньшей скоростью, чем мощный двигатель. И, во-вторых, необходимость находиться рядом с аппаратом и поднимаемым грузом приводит к более высокому риску для здоровья, чем в случае работы с дистанционно управляемыми электрическими приборами. Однако ряд преимуществ окупает эти минусы в случае, когда речь идёт о работах разовых и небольших, о перемещении наиболее лёгких грузов – ведь ручной агрегат дешевле, занимает меньше объёма и меньше весит. Более того, иногда в работе даже требуется, чтобы ПТО обладало меньшей скоростью, если нужна повышенная точность – в частности, при соединении сложных деталей, в автосервисах, когда двигатель машины стыкуется с корпусом и в иных аналогичных ситуациях. И, наконец, в условиях повышенной трудности, когда невозможно достать источник электрического питания, выбор в пользу энергонезависимой механической разновидности делается автоматически. В зависимости от того, какой подъёмный элемент используется в устройстве, тали подразделяются на ручные канатные и ручные цепные. Последние же сами классифицируются на рычажные и тали ручные шестерёнчатые – одни запускаются рычагом, а другие содержат шестерёнки и 2 цепи (приводную и грузовую). Приводная, она же тяговая, цепь в цепных механизмах обеспечивает перемещение объекта, а грузовая – его фиксацию, так как на неё навешивается непосредственно крюк с грузом. Подобные приспособления можно располагать высоко над поверхностью, причём рабочий может оставаться внизу, поскольку тяговая цепь даёт такую возможность. Чем она длиннее, тем выше максимальная высота, на которую поднимается груз. А вот цепными механизмами с рычагом на расстоянии управлять нельзя – оператору нужно находиться рядом с устройством и поднимаемым грузом. Кроме того, такие машины медленнее, чем шестерёнчатые. Зато они позволяют двигать груз не только по вертикали, но и вперёд-назад. Вообще говоря, и шестерёнчатое устройство можно превратить в передвижное, прицепив его к тележке (или вагонетке), которая зачастую поставляется вместе с тельфером. Такая тележка движется вдоль монорельса двутаврового профиля, за счёт чего достигается способность оборудования горизонтально перемещать тяжёлые объекты. Стационарные же приспособления, в отличие от передвижных, не способны к горизонтальному перемещению и медленнее работают. Чаще всего их применяют в малогабаритных зданиях, в автосервисах и на складах. В состав механической тали входят цепной блок (полиспаст), служащий для организации подъёма, и устройство привода, которое представляет собой редуктор с механическим приводом от бесконечной цепи. Полиспаст составляют два блока – верхняя, неподвижная, обойма и нижняя, подвижная, которые связаны между собой посредством каната. Данный элемент может работать не только как часть другой грузоподъёмной конструкции, но и в роли независимого приспособления. Полиспаст и привод заключены внутрь общего корпуса ручного цепного подъёмного механизма. Кроме того, в его строение входят две уже упомянутые выше круглозвенные цепи – сварные либо пластинчатые, особое тормозное устройство (целью которого является удержание объекта на нужной высоте и предотвращение его спонтанного сползания вниз), мобильная блочная подвеска, заканчивающаяся крюком, защёлки безопасности на подвижном подвесном крюке. Поскольку ручные тельферы в силу нескольких причин изначально представляют большую угрозу жизни персонала и сохранности оборудования, чем электрические, то важно соблюдать главные правила техники безопасности при их эксплуатации. Все вышеперечисленные составные детали машины (подъёмные цепи, крюки, защёлки безопасности) подлежат обязательной проверке перед запуском. Запрещается продолжать работу, когда в процессе эксплуатации цепь оказалась перекрученной или застряла (ни в коем случае не дёргать!), запрещается оставлять тяжеловесный груз в воздухе в подвешенном состоянии, а также допускать людей в зону его вероятного падения. И уж тем более нельзя с помощью крюка людей поднимать вместо грузов, а также навешивать на устройство данной модели более тяжёлые объекты, чем те, на которые оно рассчитано. Недопустимо тащить груз по поверхности, разрешается лишь перемещение по воздуху, нельзя обматывать его цепью. Выполняя эти несложные требования безопасности, удастся свести к минимуму риск возникновения несчастных случаев на производстве и финансовых потерь предприятия.? Опубликовано 19.01.2012 |