|
Партия Аделаиды. Начало
Мы гуляем с Маргаритой по лесу, куда она ездит в выходные, пригласив на этот раз и меня. Прогуливающихся немало, многие, как и Рита, с собаками, часто встречаются знакомые, с которыми моя приятельница раскланивается, справляется о питомцах, о заболеваниях, щенностях и прививках, о коих всё помнит, чем доставляет искреннюю радость владельцам.
— Знаете, Катя, среди собаководов много людей одиноких, заводящих животных, чтобы скрасить свою жизнь. Ну а некоторым питомцы помогли решить вопрос кардинально: собачье знакомство переросло в хозяйское, образовались семьи. Я лично знаю несколько таких. Моя бывшая коллега, только к 30-ти годам создавшая семью благодаря своей колли, после смерти той повесила её фотографию на стене в траурной рамке, заказала скульптуру, хранит даже клок шерсти. Нормального в таком поведении, думаю, на взгляд обывателя, немного, но я это понимаю.
Мои девчонки с работы удивляются, что всю жизнь у меня собаки, а мужа так и не завела. Даже думали, что я для того и собачничаю, чтобы под видом моциона себя часами выгуливать. А у нас в доме всегда были животные: кролик, ёжик, рыбки, кошка. Собаки, конечно. Со зверьём было немало смешных случаев и недоразумений.
…Успешно сдав экзамены в университет, я поехала с родителями на дачу, которую мы снимали недалеко от Москвы, откуда папа мог ездить на работу. Тамошние соседи держали кур, и мне очень захотелось завести петушка, уж очень хорош был соседский: пёстрый, с большим красным гребнем, раскатисто кукарекавший… А время послевоенное, всего нехватка, купить петуха практически невозможно: кто его завёл, то для кур в одном экземпляре, без топтуна их не оставишь.
Папа воспринял моё желание как блажь, поначалу и слышать не хотел, но я приставала:
— Ну, папочка, ну ты же обещал, если я поступлю, выполнишь любую просьбу. Я хочу петушка, он будет у меня в комнате жить, мне кукарекать. — Этакое представление городской девочки о домашних животных: овечки блеют, петушки кукарекают, коровки мычат, и ничего более.
Я знала, что желание моё выполнимо, поскольку один из папиных друзей работал директором птицефабрики в Подмосковье. Папа к нему накануне заезжал и рассказывал нам потом, что дело там налажено хорошо, в том числе благодаря пришедшим на работу демобилизованным фронтовикам, молодым ребятам.
В конце концов папа, высказав мне, что это несерьёзно, что я уже взрослая, что ему неудобно просить, что живность, в которой сейчас нехватка — это не игрушки, позвонил всё-таки Ивану Антоновичу и начал:
— Понимаешь, Ваня, Ритка у меня взрослая уже, студентка, и желания у неё появились, как тебе сказать, на первый взгляд, странные, но с другой стороны, чего же тут странного? Естественная тяга живого к живому… Ты говоришь, к тебе ребята-фронтовики пришли, хорошо работу наладили и так далее… Понимаешь, как тебе сказать, не знаю даже… Пообещал я дочери поговорить с тобой… Она петушка хочет. Не поможешь нам в этом? Может одного из своих выделишь? Поприличнее, покрасивее какого-нибудь. Я всё понимаю, что нехватка сейчас и всё такое. Но постарайся ради Ритки. Ты же её с пелёнок знаешь. Пообещал я ей, как поступит в университет … Взрослая уже. И вот таких просьб дождался от неё. Давно ли в куклы играла? А тут петушка подавай. Выручай, Ваня.
Иван Антонович помялся, говорит:
— Что тебе сказать, Борис? Озадачил ты меня, петушки все при курочках.
— Понимаю, Ваня. Да хоть какого выдели. Очень дочке хочется, не поверишь, со слезами на глазах просит. Да если даже и при курочках они, то дочка летом только с ним побалуется, а в Москву будем возвращаться — вернём его. Блажь у неё. Потешится пару месяцев да и успокоится. И петушка вернём в целости и сохранности. Напрокат, так сказать.
— Да ты что, Борис, в Москву его потом не возьмёте, что ли? А если привыкнет?
— Нет, куда нам его там? Две комнаты всего, где его селить? Да и дочке учиться надо, не до того в Москве, не до баловства. Это здесь, на отдыхе, пусть потешится.
— Ну, Борис, не ожидал от тебя! Так дочь балуешь! Подумаю, конечно, постараюсь решить вопрос. Но удивляешь меня, честное слово. Стала Ритка студенткой, так все прихоти выполняешь. И от неё не ожидал.
— Не осуждай, Ваня, её, молодая, ветер в голове. И меня не осуждай. Я сам, прежде чем тебе позвонить, не один день раздумывал, и ей говорил, что неудобно это. Но дочка просит. Что поделаешь? Своя подрастёт — поймёшь меня.
— Ну уж нет, Борис, если моя только рот раскроет такое сказать — я ей ремня, не посмотрю, что взрослая.
— Не кипятись, Ваня. Твоей и просить об этом не надо, у неё под боком ходят.
— Да что ты такое говоришь, честное слово? Думаешь, я допущу это дело?
— Не сердись, Ваня, извини. Я тебя знаю. Знаю, что не допустишь, не используешь положение. А если найдёшь, какого выделить, то привези мне на дачу. Сам я всю неделю в Москве буду, а жена с дочкой здесь, будут ждать. Мы место ему подготовим в Риткиной комнате.
— Нет, Борис, что же это, мешок муки он, что ли, что загрузил и повёз? Пусть Ритка сама ко мне приезжает, посмотрит. Понравится — возьмёт да и поедет с ним вместе. А не понравится — извиняйте.
— Спасибо, Ваня. Знал, что не откажешь. Извини, не думай обо мне плохо. Балую дочь. Но одна она у меня. В понедельник перед работой завезу её к тебе. А ты к тому времени постарайся организовать.
Поехал папа на работу, взял меня, довез до птицефабрики, высадил. Я сама до дома Ивана Антоновича добралась. Тот усадил чай пить, привел парня какого-то. Сидим, разговариваем. Парень красный сидит. Я тоже смущаюсь. Потом посылает нас с ним Иван Антонович погулять. Я думаю: чего он с петушком-то тянет? Пошли, о том, о сем говорим. Гуси по дороге попались. Гусак на нас ринулся, парень его отогнал. Вернулись. Опять за стол сели. Молчим. Отослал Иван Антонович парня, меня спрашивает:
— Ну как тебе петушок, понравился? Берешь его?
— Петушок? — недоумеваю. — А где он мне мог понравиться? На прогулке, что ли? Да это не петушок, а гусак какой-то.
— Ну, не знаю, другого нету, — и замолчал.
Что делать? Уехала я ни с чем, расстроенная.
После выяснилось, что Иван Антонович подумал, что папа для меня мужичка просит. Вот ситуация! Папа ругался:
— Что люди подумали из-за твоих дурацких фантазий!
Осталась я без петушка. Так что любовь к животным может подвести.
Там же, на даче, в один из сезонов мы завели поросенка, который жил у нас в комнатах и был в том нежном возрасте, когда нужна мамина сиська. И была у нас немецкая овчарка Джек, которого Васька, поросенок, принимал за маму и упорно пытался сосать ту единственную «сиську», которую имел кобель. Нас это чрезвычайно забавляло: только Джек ляжет где-нибудь, как Васька тут как тут и хватается за его «сиську». Тот вскакивает и убегает. Васька за ним, стуча копытцами по полу. Помещения в доме располагались по кругу, и можно было бегать кругами, что наши питомцы и делали.
Только Васька успокоится, отстанет, уставший Джек ляжет, задремлет — поросенок опять уж тут как тут, опять хватает зубами «сиську» у пса, тот вскакивает, и снова пошли круги по комнатам нарезать.
Когда поросенок подрос, его отселили в сарай, и Джек вздохнул спокойно. Хотя к тому времени он уже научился лежать и спать на животе, скрывая от возможных покушений свою «сиську».
При папе в доме всегда держали больших собак: овчарок, боксера, бульдога. И все они были довольно глупы. Моя дурочка Глаша в действительности умна и хитра. Команды не выполняет лишь из презрения к отдающему их, то есть ко мне. А те собаки просто ничего уяснить не могли или делали все по-своему.
Был у нас бульдог Герцог. Добродушное, совершенно глупое существо. Папа решил обучить его командам, купил специальные книги, из которых вычитывал научные рекомендации. Прочитал, как развить у собаки условные рефлексы. К примеру, мол, надо сказать «голос», — и когда пес залает, дать ему сахар. И если просто залает, то надо сказать «голос», — и тоже дать сахар, который Герцог очень любил. Ну и дрессура началась. Надо сказать, что сахар у нас лежал в верхнем шкафу буфета, и всякий раз, приступая к отработке команд, папа в случае удачи открывал дверцы буфета и доставал сахар, поощряя Герцога.
И что Вы думаете? Вскоре нельзя было открыть буфет, чтобы Герцог не залаял. В шкафу, помимо сахара, лежало много других нужных предметов. В том числе мамины лекарства. Но стоило кому-нибудь открыть буфет — пес заливается с энтузиазмом до тех пор, пока не получит сахар. Бывало, мама ночью крадется за своими каплями, стараясь никого не разбудить, только открывает дверцу — как раздается оглушительный лай. Соседи, понятное дело, стали выражать недовольство. Мы и сами восторга не испытывали. Пришлось из того шкафа вообще все убрать, чтобы им не пользоваться.
Как-то у нас были гости, которым пришла в голову идея дать ошивавшемуся в ожидании подачек возле стола Герцогу портвейна. Думали, не притронется. Ничего подобного! Дочиста вылакал налитое. Посидел, потом смотрим, глаза посоловели, стал заваливаться. Решил полизать у себя под задней лапой, вытянул ее, потянулся к известному месту — упал. Посидел, ошарашенно поводил глазами, ничего не понимая, опять попытался полизать — опять упал. Встал, пошел, шатаясь из стороны в сторону, в комнату. Там стояло папино кресло, в котором Герцогу запрещалось находиться, но в котором он, когда никого не было дома, все-таки лежал: заходишь в квартиру, слышишь — цок, спрыгнул с кресла. Но если дома кто-то был, Герцог на кресло не посягал. И вот идет пьяный пес в комнату, подходит к креслу, оглядывается, смотрит на всех с презрением, мол, имел я вас всех в виду, запрыгивает, устраивается, развалясь, выставив на обозрение все свои прелести, и сидит, пуская слюни и икая. Знаете, в тот момент я поняла, что пьяный кобель от пьяного мужика мало чем отличается.
Да, папа держал всегда больших собак. Говорил, глядя на болонок, такс, пинчеров: «Безобразие, что сделали с волком! И это называется достижением науки, когда красивое, сильное, вольнолюбивое животное в результате селекции превращается в пошлую кудрявую трусливую собачонку или в какую-то крысу? Да это издевательство над природой!»
А я держу только маленьких собачек: если мне нужно куда-то ехать, беру их с собой. Своего предыдущего карликового пинчера Груню я носила за пазухой. Пока Глаша не растолстела, я и её за пазухой носила…
Из книги Екатерины Глушик «Простые разговоры»
По материалам сайта www.naslednick.ru
Опубликовано 31.07.2013
|