|
От “механических чудовищ” до роботов пылесосов: становление понятия “робот” в литературе
О них сказано, пожалуй, едва ли не больше, чем создано. Вымысел постепенно смешивается с реальностью, и фантастические миры прошлого воплощаются в настоящем. Сегодня роботы-пылесосы, например, стали обыденной вещью, доступной каждому, а десяток лет назад, читая художественную фантастику, домохозяйки отчаянно завидовали книжным владельцам такого агрегата. Однако более чем столетняя история знакомства человечества с роботами выявила странную тенденцию: вместо надежд на помощь технологий в любых жизненных ситуациях большинство людей опасаются “искусственного разума”, потому и во многих литературных и кинематографических произведениях освещается противопоставление робота человеку. Хотя стоит заметить, что “бунт машин” - более чем вековой страх человека - соседствует в ряду художественных тематик с проблемой принадлежности к человеческому роду не генетически, а этически и морально.
Впервые о роботах в таком виде, в котором мы их представляем, поведал миру Карел Чапек в пьесе “Р.У.Р.”. Именно тогда и прозвучало впервые слово “робот”. Естественно, ранее были попытки описать “механических чудовищ”, порождения фантазии авторов, равно как предпринимались попытки и создать такие агрегаты. К примеру, над созданием “механического человека” трудился еще Леонардо Да Винчи. Однако роботами эти машины еще не были. Братья Чапеки ввели в обиход слово, которым мы пользуемся до сих пор, в самом начале двадцатого века. Эстафету подхватил и даже стал создателем отдельного жанра научной фантастики Айзек Азимов, а за ним о роботах не писал лишь ленивый.
Впрочем, Азимов, в отличие от большинства литераторов и впоследствии сценаристов, задавался вопросами о морали куда больше, чем попыткой прогнозирования технологического будущего. Он же вывел четыре закона роботехники, до сих пор служащие основой для сюжетных коллизий. Не стремясь как можно более реалистично изложить процессы создания и функционирование роботов, он добился не ослабевающего интереса к своим произведениям. Те же, кто использовал имеющиеся на момент создания романа, рассказа или повести научные разработки, быстро уходили в забвение - технологии развивались, знания устаревали.
Сегодня, когда роботехника прочно вошла в человеческий быт, стоит говорить о таком определении понятия “робот”, которое позволит ему отличаться от компьютера, мультимедийной системы или кухонного комбайна. Современный робот - это многоцелевая автоматически программируемая система, способная перемещаться в трех измерениях или имеющая манипулятор, двигающийся таким образом. Такое определение исключает функциональные стационарные компьютерные системы или мобильную электронику, однако позволяет причислить к определенной группе и пылесосы роботы, и роботы-сортировщики, и так называемых андроидов - системы, которые имеют внешнее сходство с человеком.
Опубликовано 29.04.2012
|