Главная -> Калейдоскоп -> Выпуск 1 ->

Металлопрокат – цены и их анализ. Ч.2

Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы спроса.

И снова немного теории. Основными ценовыми и неценовыми факторами спроса на любой товар и соответственно на металл  являются:

1.       Цена товара.

2.       Цены на товары-заменители.

3.       Качество товара.

4.       Доходы потребителей.

5.       Предпочтения потребителей (рынка).

6.       Количество потребителей.

7.       Реклама.

8.       Ожидание рынка.

Цена на металлопрокат включает в себя себестоимость единицы + прибыль. Не следует останавливаться на составляющих ни с/с, ни прибыли,  однако необходимо отметить определенные моменты: для кризисного состояния экономики характерно, в первую очередь, падение покупательного спроса, в связи со снижением показателей, определяющих совокупный спрос

Что наблюдается сейчас на рынке металла,  металлоторговли?

В  первую очередь, пошли под откос огромные рекламные бюджеты.  Это выдернуло огромные средства с рынка.  Снизилось давление масс - медиа и всего рекламного рынка  на цену – это потянуло за собой ее сокращение.  Количество потребителей и доходы основных потребителей металла, также существенно сократились.  До неприличия, сжался рынок недвижимости.  Остановились строители,  рынок металлоторговли. Ну и конечно же, следует сказать пару слов относительно ожидания рынка. Как бы чудесно не пели с экранов телевизоров нам Путин и Медведев об обуздании кризиса в России, от этого лучше не становится. Пессимистические настроения представителей рынка металла - производителей, крупных дилеров, компаний торгующих металлопрокатом  и других - неоднозначно влияют на цену металла. Рынок в ожидании, кто-то просто пытается выжить и удерживает какую-то позицию. Другие вовремя перевели средства в другую сферу и просто ждут. Тем не менее, цена на металлопрокат стремительно ушла к своему потолку. И настоящее ее движение по sin и cos  - это закономерность, большинство выжидает, нет импульсов для движения вверх, нет резерва для движения вниз. Движение вниз, сравни краху рынка российской металлургии, а для движения вверх нужны реальные знаки, импульсы, а не иллюзорные высказывания.

Теперь вернемся к формуле, которая была приведена в первой части материала.

AD=C+I+G+X;

где, С – совокупный платежеспособный спрос домашних хозяйств; I – инвестиции; G – государственные закупки; X – внешнеторговое сальдо (разница между экспортом и импортом).

В структуре совокупного спроса, наибольшая доля потребления приходится на сектор домашних хозяйств. Данный фактор неоспорим. В зависимости от направления экономической теории (неоклассики, неокейнсианцы, ортодоксы), выделяется ряд главенствующих признаков, определяющих величину «С».  В первую очередь говорится об уровне процентной ставки финансирования и об уровне дохода населения (об этом уже говорилось, рассматривая неценовые факторы спроса).

Так вот, вернемся к вопросу затухания рынка строительства.  

Что произошло?  Удорожание кредитов (рост % ставки по ним), снижение доходов населения (относительных и абсолютных показателей) и как результат буквально минимизация  спроса со стороны населения на рынке недвижимости. Соответственно реальная предпосылка к снижению спроса на металл и падение цен на рынке металлопроката и торговли им.

Инвестиционный спрос – это очень важный показатель  «здоровья» экономики.  Наша экономика больна. Не утруждая себя (при этом ругая себя за это) удосужится  и посмотреть статистику по объемам инвестиций  в экономику России, могу ответственно заявить, что эти объемы снижаются. И главным образом я говорю про производственные инвестиции. А производственные инвестиции  - это огромный спрос на металл и весь его сортамент. Снижение данного параметра – это снижение спроса на товары данного сектора и, как результат падение рынка металлопроката, цен на металлопрокат. 

Государственные закупки  - это наиболее стабильный объем спроса, но при этом наиболее не управляемый нами (населением) и наиболее управляемы там, на верху.  В настоящее время, государственные расходы не носят инвестиционной направленности.  Экономическая политика, в данном направлении, в России носит потребительский характер (социальные трансферты, трансферты банковскому сектору, трансферты производственному сектору). Вы спросите: «Что плохого в денежной поддержке реального, производственного сектора?» Да, ничего хорошего. Поддержка должна иметь четкую направленность, цель. Она должна быть инвестиционной. Она должна быть нацелена на снижение себестоимости продукции, увеличение конкурентности компании на внутреннем и внешнем рынках. Нельзя брать у налогоплательщиков деньги и отдавать, чтобы их проедали (все, извините за отступление от основной темы).  Так вот, я не вижу, чтобы государство проводило такую экономическую политику, которая бы была направлена в будущее. Мы, до сих пор, живем  и действуем по принципу Дж. М. Кейнса – кто-то открывает бутылки, а другой их закрывает.  Все при деле, правительство – Виват!

И последнее, чего  я хочу коснуться – это внешнеторговое сальдо или говоря простым языком, спрос на продукцию всего другого мира.   В первую очередь, это реальный шанс.  Шанс для рынка металла. Но, чтобы им воспользоваться, надо быть продавцами не полуфабрикатов, а конечной продукции. И самое главное надо быть конкурентными.  Продолжение в следующей части статьи.

Опубликовано 13.12.2009

  

Рейтинг@Mail.ru