Главная -> Полезные ссылки -> Стратегия развития Алтайского края до 2025 г.
К оглавлению
К предыдущему разделу
12.1. Повышение эффективности государственного
управления и механизмов реализации стратегии
Мобилизация имеющихся в крае
ресурсов экономического роста должна достигаться путем повышения эффективности
государственного управления и использования общественных финансов,
совершенствования межбюджетных отношений, направленных на реализацию целей
стратегии.
Для реализации целей
стратегии и достижения целей Правительства
Российской Федерации на региональном и местном уровнях необходимо
сосредоточиться на следующих группах стратегических действий:
1. Дальнейшая реализация
административной реформы, в том числе по следующим направлениям:
внедрение
системы индикативного управления, что подразумевает в том числе утверждение
кодификатора функций государственного управления на краевом уровне, определение
системы индикаторов для оценки эффективности исполнения этих функций и совершенствование
организационной структуры Администрации края для устранения дублирования
функций, а также, при необходимости, создание новых организационных структур,
необходимых для решения задач социально-экономического развития края в
соответствии с кодификатором функций;
внедрение
новых механизмов административного регулирования и управления, реализация мер
по снижению административных барьеров;
совершенствование
системы государственной и муниципальной службы в рамках полномочий края как
субъекта Российской Федерации, реализация программ повышения квалификации,
подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих;
совершенствование
систем информационного и аналитического сопровождения деятельности органов
государственного и муниципального управления;
совершенствование
системы государственного и корпоративного управления в отраслях экономики и
социальной сферы края;
расширение
практики использования и повышение эффективности программно-целевого управления
развитием отраслей экономики и социальной сферы.
2. Совершенствование нормативно-правовой базы, институциональное и
инфраструктурное обеспечение условий для устойчивого экономического
роста и развития бизнеса:
1) при взаимодействии краевых и федеральных органов
государственной власти за счет реализации мер по следующим направлениям:
совершенствование
нормативно-правовой базы, прежде всего в следующих областях: система
стратегического управления краем, создание и функционирование институтов
развития (агентств, особых экономических зон и др.), поддержка инновационной и
инвестиционной деятельности, трудовые и земельные отношения, социальная сфера и
т.д.;
формирование
региональной кластерной политики, обеспечивающей создание конкурентоспособных
кластеров в реальном секторе экономики края (прежде всего в АПК,
биофармацевтике, туристско-рекреационной сфере), обеспечивающей формирование условий для
продвижения инновационных технологий в традиционные отрасли и появления новых
предприятий и целых отраслей, которые могли бы успешно конкурировать на мировом
рынке, за счет государственной поддержки инициатив, направленных на достижение
результативной кооперации организаций – поставщиков оборудования, сырья,
комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг,
научно-исследовательских и образовательных организаций;
создание
особых экономических зон федерального и регионального уровня
(туристско-рекреационной, промышленно-производственных, технико-внедренческой,
портовой), способствующих в том числе привлечению в край инвестиций;
совершенствование
инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства,
включая создание институтов микрофинансирования, гарантийного фонда и т.д.
установление
доверия между бизнесом и властью за счет частно-государственного партнерства,
развитие механизмов частно-государственного партнерства на региональном и
местном уровнях, в том числе при реализации инфраструктурных проектов, при
создании и развитии особых экономических зон и технико-внедренческих парков.
2) за счет реализации мер на краевом уровне по
следующим направлениям:
поддержка инициирования и
реализации приоритетных инвестиционных проектов за счет создания агентства по
привлечению инвестиций, единой
инвестопроводящей системы с участием муниципальных образований края, системы
сопровождения инвестиционных проектов в рамках разработки и реализации краевой
целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности Алтайского края»;
создание
агентств регионального и муниципального развития, основными функциями которых
должны стать содействие привлечению в край инвестиций, осуществление
мониторинга и анализа экономического развития.
3. Повышение эффективности использования общественных финансов края за
счет реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат (далее
– «БОР»)
Алтайский край признан на федеральном уровне одним из
«пилотных» регионов по внедрению принципов БОР. Реализация в крае принципов
БОР как основного механизма повышения эффективности использования общественных
финансов края будет осуществляться на основе обмена лучшим опытом с другими
«пилотными» регионами с учетом комплекса мер по повышению результативности
бюджетных расходов, реализуемых на федеральном уровне.
Реализация в крае принципов
БОР включает следующий комплекс мер:
подготовка
докладов о результатах и основных направлениях деятельности (далее – «ДРОНДы»)
субъектов бюджетного планирования края;
регламентация
нормативными актами Администрации края процесса подготовки ДРОНДов, в том числе
принятие положения о разработке ДРОНДов на основе аналогичного федерального
положения;
использование
материалов ДРОНДов в качестве основы для подготовки государственного заказа на
управление органам исполнительной власти края на три года и на планируемый год;
обеспечение системного
характера подготовки ДРОНДов, разработка и детальное описание процедур
использования ДРОНДов субъектов бюджетного планирования для составления
сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности
Администрации края с проработанной
системой индикаторов, позволяющей проводить комплексную оценку
деятельности субъектов бюджетного планирования;
совершенствование
механизма нормативного планирования и финансирования расходов по предоставлению
бюджетных услуг населению, включая использование системы БОР для повышения
эффективности управления краевыми бюджетными учреждениями, введение
системы индикаторов оценки деятельности
субъектов бюджетного планирования с установлением пороговых значений по каждому
индикатору в рамках внедряемой в органах исполнительной власти Алтайского края
системы индикативного управления.
4. Повышение эффективности управления государственным имуществом и
бюджетными учреждениями, в том
числе за счет реализации следующих мер:
приватизация
государственного имущества края, не задействованного в выполнении
государственных функций;
разработка
программ экономического развития государственных предприятий, повышения их
капитализации, реформирования и финансового оздоровления убыточных предприятий;
внедрение
на государственных предприятиях механизмов корпоративного управления,
реализация мер по повышению прозрачности их деятельности и доступности
информации;
внедрение
и развитие механизмов частно-государственного партнерства, принципов социальной
ответственности для взаимодействия государственных и частных предприятий;
использование
системы БОР для повышения эффективности управления краевыми бюджетными
учреждениями, включая разработку количественных критериев оценки эффективности
деятельности бюджетных учреждений, мониторинг бюджетных учреждений с целью
выявления неэффективных бюджетных расходов, сокращение численности аппарата
управления и расходов на его содержание, осуществление мер по энергосбережению.
5. Меры по сокращению
нерыночного сектора включают
приватизацию государственных
предприятий, не задействованных в выполнении государственных функций; внедрение
в нерыночные секторы хозяйства механизмов рыночного ценообразования и
конкуренции, переход от субсидирования предприятий к адресной социальной
поддержке потребителей социально значимой продукции и услуг (в первую очередь
это касается жилищно-коммунального хозяйства).
6. Внедрение новых механизмов взаимоотношений с органами местного
самоуправления, совершенствование межбюджетных отношений, в том числе за счет:
совершенствования
механизма выравнивания уровня экономического развития и бюджетной
обеспеченности муниципальных образований в направлении преодоления
территориальных диспропорций в развитии края;
внедрения
в межбюджетных отношениях с муниципальными образованиями системы БОР и
поддержки внедрения принципов БОР на муниципальном уровне;
развития
практики использования программно-целевого управления развитием отраслей
экономики и социальной сферы муниципальных образований;
государственной
поддержки реализации муниципальных программ в тех случаях, когда они являются
механизмами осуществления краевых целевых программ на территории муниципальных
образований.
7. Развитие государственной
и муниципальной статистики
Данная
группа стратегических действий должна, в частности, обеспечить эффективное функционирование:
систем
информационного и аналитического сопровождения деятельности органов
государственного и муниципального управления;
систем
мониторинга реализации краевых и муниципальных программ.
Развитие государственной и муниципальной статистики должно обеспечить
возможности:
проведения
межрегиональных и межмуниципальных сопоставлений и сравнительных оценок, оценки
вклада края и муниципальных образований в реализацию целей Правительства
Российской Федерации;
эффективного
внедрения системы БОР на краевом и муниципальном уровнях, а также в
межбюджетных отношениях.
8. Меры по техническому
регулированию включают внедрение и адаптацию к условиям края федеральных стандартов технического
регулирования и стандартов качества (а при необходимости и опережающую
разработку собственных стандартов – в частности, в здравоохранении), внедрение
на предприятиях и в учреждениях систем контроля качества, их сертификация по
российским и международным стандартам.
9. Совершенствование систем
стратегического управления, пространственного и территориального планирования
края.
Повышение эффективности
государственного стратегического планирования и регулирования
социально-экономических процессов в крае
предполагает
совершенствование
методов управления на трех уровнях – региональном, муниципальном и уровне
хозяйствующих субъектов, а также выработку механизмов эффективного взаимодействия и
согласования стратегических решений с
федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления
и руководством крупнейших предприятий.
Система пространственного и
территориального планирования края предполагает совершенствование методов управления на
двух уровнях
– региональном и муниципальном. Основным документом долгосрочного пространственного и
территориального планирования на региональном уровне станет, согласно
Градостроительному кодексу Российской
Федерации, схема территориального планирования Алтайского края.
На муниципальном уровне, в
зависимости от вида муниципального образования будут разработаны схемы
территориального планирования районов и генеральные планы поселений и городских округов. Эти документы будут
согласованы, с одной стороны, со схемой территориального планирования Алтайского края и, с другой стороны, с
документами долгосрочного планирования муниципальных образований – стратегиями
и комплексными программами социально-экономического развития.
Ядром системы
стратегического управления края станет система управления реализацией настоящей
стратегии, описанная ниже в п. 3.2. Там же будет показано место в системе
стратегического управления края стратегий и комплексных программ развития
муниципальных образований, обеспечивающих реализацию краевой стратегии на
муниципальном уровне.
10. Совершенствование
системы краевых целевых программ
Для создания эффективного
механизма реализации стратегии в среднесрочной перспективе необходимо совершенствование
механизмов не только стратегического, но и программно-целевого управления. В настоящее время в крае разработаны программа
социально-экономического развития на 2008-2012 годы и долгосрочная программа
социально-экономического развития края до 2017 года, кроме того, реализуется несколько десятков
краевых целевых программ (далее – «КЦП») и ведомственных целевых программ
(далее – «ВЦП»).
Для обеспечения системного характера этих программ и
включенных в них мероприятий, исключения дублирования действий, придания всему
массиву программных мероприятий единой целевой направленности на реализацию
стратегии необходимо совершенствование
системы КЦП путем группировки
действующих КЦП в межотраслевые блоки, увязанные со стратегическими
направлениями развития края и обеспечивающие решение актуальных социально-экономических проблем системного
характера.
Как показывает отечественный
и международный опыт, для совершенствования механизмов государственного
управления наиболее эффективно придать таким межотраслевым блокам программ статус КЦП. При этом краевых целевых
программ станет меньше, что упростит управление и финансовое администрирование,
сделает более четким механизм ответственности за их реализацию. Формируемые
таким путем новые краевые целевые программы будут укрупненными. Прежние КЦП,
вошедшие в новые (укрупненные) программы, приобретут в рамках этих новых КЦП
статус подпрограмм. Для решения
системных проблем, которые пока не охвачены инструментами программно-целевого
управления, могут быть разработаны дополнительные КЦП. Для решения отраслевых и иных проблем в
установленных сферах деятельности также могут разрабатываться ведомственные
целевые программы.
Для реализации настоящей стратегии предлагается
следующая система КЦП:
Системные условия для
реализации стратегии в целом будет определять реализация трех КЦП: «Повышение
инвестиционной привлекательности Алтайского края», «Стимулирование развития и
привлечения квалифицированных трудовых ресурсов» и
«Совершенствование системы государственного управления в Алтайском крае».
1. КЦП «Повышение инвестиционной привлекательности
Алтайского края».
Основная цель: обеспечить
повышение инвестиционной привлекательности края, создать благоприятные условия
для привлечения в край инвестиций.
Основные
направления:
оценка
инвестиционного климата и уровня инвестиционных рисков края;
анализ
инвестиционного потенциала края;
выявление
и оценка интегральных факторов инвестиционной привлекательности;
анализ
региональной инвестиционной политики;
анализ
существующих рейтинговых оценок инвестиционной привлекательности края;
оценка
позиций ключевых стратегических инвесторов;
диагностика
механизмов управления инвестиционным процессом;
определение
приоритетов и основных направлений инвестиционной политики края;
формирование
системы стратегических действий и мероприятий по повышению инвестиционной
привлекательности края;
определение
основных направлений инвестирования;
формирование
«пула» потенциальных инвесторов;
совершенствование
нормативно-правовой базы и региональных инструментов поддержки инвестиционной
деятельности;
корректировка
существующих КЦП, ВЦП и непрограммных мероприятий;
создание
агентства по привлечению инвестиций;
формирование
единой инвестопроводящей сети с участием муниципальных образований края;
создание
системы сопровождения инвестиционных проектов;
совершенствование
системы управления инвестиционным процессом;
улучшение
инвестиционного климата и развитие бизнес-среды;
инфраструктурное
обеспечение и подготовка инвестиционных площадок;
инициирование
и поддержка реализации приоритетных отраслевых и межотраслевых инвестиционных
проектов.
В рамках данной КЦП, в целях увеличения инвестиционной
привлекательности края и его муниципальных образований, создания прозрачного и
эффективного механизма управления земельно-имущественным комплексом, а также
для получения источника внебюджетного финансирования социально значимых сфер
региона в целом и отдельных образований, будет разработан и реализован комплекс
мер по созданию муниципальных залоговых компаний (МЗК) и краевой
залогово-инвестиционной компании (КЗИК).
2. КЦП «Стимулирование развития и привлечения
квалифицированных трудовых ресурсов».
Основная цель: обеспечение экономики и социальной сферы края
квалифицированными кадрами.
Основные направления:
развитие
профессионального образования и подготовка квалифицированных рабочих кадров;
повышение
квалификации, подготовка и переподготовка кадров для организаций социальной
сферы, меры по стимулированию и мотивации труда и преодолению дефицита кадров в
бюджетных учреждениях;
повышение
квалификации, подготовка и переподготовка кадров для экономики края;
повышение
квалификации, подготовка и переподготовка управленческих кадров, в том числе комплекс мер по
организации целевой подготовки и/или переподготовки
государственных и муниципальных служащих,
менеджеров и специалистов предприятий для обеспечения реализации
стратегии.
3. КЦП
«Совершенствование системы государственного управления в Алтайском крае», которая будет включать весь
комплекс мер по
повышению эффективности государственного управления и использования
общественных финансов, совершенствованию межбюджетных отношений, описанных в п. 3.1.
Основная цель: обеспечение динамичного и устойчивого
социально-экономического развития края за счет эффективных механизмов государственного
управления и использования общественных финансов, создания институтов развития.
Основные направления:
дальнейшая
реализация административной реформы;
совершенствование
нормативно-правовой базы, институциональное и инфраструктурное обеспечение
условий для устойчивого экономического роста и развития бизнеса;
повышение
эффективности использования общественных финансов края за счет реализации принципов
БОР;
повышение
эффективности управления государственным имуществом и бюджетными учреждениями;
сокращение
нерыночного сектора;
внедрение
новых механизмов взаимоотношений с органами местного самоуправления,
совершенствование межбюджетных отношений;
развитие
государственной и муниципальной статистики;
совершенствование
и внедрение современных стандартов технического регулирования, систем контроля
качества, их сертификация по российским и международным стандартам;
совершенствование
систем стратегического управления, пространственного и территориального
планирования края;
совершенствование
системы целевого программирования.
Развитие социальной сферы будет определять
реализация КЦП:
4. КЦП «Повышение
качества и продолжительности жизни населения Алтайского края»
Основная цель: создание условий для повышения уровня, качества и продолжительности жизни населения края.
Основные направления:
создание
условий для уменьшения бедности, повышения уровня доходов населения и формирования мощного среднего класса, включая меры по повышению уровня оплаты труда в
бюджетной сфере и на государственных предприятиях в рамках компетенции края,
стимулированию роста заработной платы на частных предприятиях,
совершенствованию системы адресной социальной помощи и иные меры, направленные
на повышение уровня доходов населения;
создание
условий для улучшения демографической
ситуации, стабилизации
и роста численности населения края, развития института семьи, включая
меры по стимулированию рождаемости, улучшению медицинского обслуживания
беременных, повышению уровня детской медицины, снижению смертности, прежде
всего детской и смертности в трудоспособном возрасте, разработке и реализации
эффективной миграционной политики;
развитие
здравоохранения и повышение уровня доступности медицинской помощи;
достижение
качества и обеспечение инновационного развития образования;
создание
благоприятных условий для развития культуры, физической культуры и спорта;
организация
территориального планирования, разработка и проведение эффективной градостроительной
политики, создание условий, обеспечивающих доступность жилья для большинства
граждан;
развитие
жилищно-коммунального хозяйства и повышение качества предоставления
жилищно-коммунальных услуг;
достижение
нормативного уровня инфраструктурной обеспеченности дорогами, общественным
транспортом и телефонной связью;
повышение
уровня общественной безопасности и правопорядка, экологической безопасности;
повышение
уровня доверия к власти, формирование в широких слоях населения патриотических
настроений.
Также будут реализованы КЦП в рамках отдельных
стратегических направлений.
В рамках Стратегического
направления № 1:
5. КЦП «Развитие
туристско-рекреационного комплекса Алтайского края».
Основная цель: создание условий для опережающего развития в крае
санаторно-курортной, туристско-рекреационной и игорно-развлекательной
индустрии.
Основные направления:
разработка
и реализация стратегии долгосрочной конкурентоспособности и маркетинга
возможностей туристско-рекреационного региона по сравнению с другими ведущими туристскими
и игорными центрами Российской Федерации;
разработка
и продвижение конкурентоспособных продуктов края на туристском рынке;
разработка
и реализация мер по комплексному и взаимосвязанному развитию
санаторно-курортного, туристского и игорно-развлекательного комплексов, включая
меры по стимулированию и поддержке реализации проектов создания необходимой
инфраструктуры;
определение
форматов проектов развития и стандартов индустрии туризма в крае.
Соответствующий комплекс
мер представлен в рамках описания Стратегического направления № 1.
В рамках Стратегического
направления № 2 будут разработаны КЦП с подпрограммами по развитию конкурентоспособных
базовых отраслей и производств:
6. КЦП «Комплексное
развитие АПК Алтайского края».
Основная цель: Создание условий для комплексного развития АПК края и социального
развития села.
Основные направления:
развитие растениеводства и
животноводства на основе внедрения интенсивных технологий выращивания
сельскохозяйственных культур, использования высокоурожайных сортов и гибридов,
развития племенной базы, повышения генетического потенциала
сельскохозяйственных животных, обновления и модернизации основных фондов,
укрепления кормовой базы;
обеспечение роста эффективности
сельскохозяйственного производства за счет технического переоснащения отрасли,
повышения производительности труда, использования современных технологий
производства, создания зональных (региональных) технологий
сельскохозяйственного производства;
совершенствование форм
управления в аграрном секторе, создание агропромышленных холдингов и
специализированных (отраслевых) агропромышленных кластеров (зернопродуктового,
молочного, мясного, сахарного и масличного);
повышение финансовой
устойчивости аграрных предприятий за счет роста эффективности производства,
совершенствования форм и методов ведения бизнеса, развития финансовой
инфраструктуры, обеспечивающей
действенную поддержку
сельскохозяйственных производителей всех форм собственности и организации
производства, улучшения кадрового обеспечения сельского хозяйства;
создание условий для роста
доходов сельского населения и обеспечение
его занятости, развитие социальной
инфраструктуры села;
ускоренное развитие
подотраслей аграрного комплекса, базирующихся на природных и климатических особенностях
Алтайского края (садоводство,
коневодство и мараловодство, пчеловодство, сбор
дикоросов);
рациональное использование
природных и земельных ресурсов.
7. КЦП «Развитие
промышленного комплекса и производственной инфраструктуры Алтайского края».
Основная цель: создание условий для динамичного и устойчивого развития промышленного
комплекса и производственной инфраструктуры края.
Основные направления:
развитие приоритетных
отраслей промышленности (машиностроение, фармацевтическая промышленность,
добыча полезных ископаемых, переработка сельскохозяйственного сырья и
производство продуктов питания);
создание благоприятных
условий для развития других отраслей промышленности, значимых для края
(производство строительных материалов и
конструкций, производство кокса, лесная и деревообрабатывающая промышленность,
химическая промышленность);
развитие энергетики,
обеспечивающее преодоление энергозависимости края;
развитие транспортной
инфраструктуры.
8. КЦП «О государственной поддержке и развитии малого и среднего
предпринимательства в Алтайском крае»
Основная цель: обеспечение условий для интенсивного развития
малого и среднего предпринимательства в крае.
Основные направления:
совершенствование экономических
условий для развития малого и среднего предпринимательства;
совершенствование механизмов
финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства в крае;
развитие взаимодействия
органов государственной власти Алтайского края с субъектами малого и среднего
предпринимательства и их объединениями.
В рамках Стратегического
направления № 3:
9. КЦП «Развитие
инновационной деятельности в Алтайском крае».
Основная цель: создание
благоприятных условий для роста инновационного уровня и конкурентоспособности
экономики на основе повышения уровня использования инновационного потенциала.
Основные направления:
развитие
инфраструктуры инновационной деятельности, достройка ее необходимыми элементами
и создание региональных центров инновационного развития;
формирование
в экономике края конкурентоспособных кластеров, имеющих существенную
инновационную составляющую;
улучшение
условий предпринимательской деятельности в инновационной сфере и создание благоприятного
инновационного климата, государственное стимулирование развития в крае
инновационной деятельности;
укрепление
межрегиональных и международных связей в
инновационной сфере.
Комплекс мер по реализации
данной КЦП представлен в рамках описания Стратегического направления № 3.
В рамках Стратегического
направления № 4:
10. КЦП «Развитие международного и межрегионального
сотрудничества Алтайского края».
Основная цель: создание благоприятных внешних условий для
динамичного и устойчивого социально-экономического развития края за счет
активизации международного и межрегионального сотрудничества.
Основные направления:
формирование Международного координационного совета
(далее – «МКС») по сотрудничеству регионов государств-участников ШОС и
проектное наполнение работы данного Совета;
создание на краевом уровне Международного центра
приграничного сотрудничества в качестве краевого исполнительного органа МКС и
инструмента усиления экономической составляющей международной деятельности
края,
развитие инфраструктуры приграничного сотрудничества;
реализация совместно с Министерством иностранных дел
Российской Федерации системы политических и экономических мероприятий,
направленных на укрепление национальной безопасности региона и усиление позиций
России в Центральной Азии и регионе БСА;
максимальное использование во взаимодействии с
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации всего
спектра инструментов стимулирования экспортоориентированных предприятий.
Комплекс мер по реализации
данной КЦП представлен в рамках описания Стратегического направления № 4.
12.2. Система и
функционально-организационная схема управления
реализацией стратегии
Система управления
реализацией настоящей стратегии структурируется исходя из необходимости
координации функций стратегического, программно-целевого и оперативного
управления на трех уровнях – государственном, муниципальном и уровне
хозяйствующих субъектов. Система управления на государственном уровне
предполагает выработку механизмов эффективного взаимодействия и согласования
стратегических решений органов
государственной власти края с федеральными органами государственной власти и
органами управления Сибирского федерального округа. Это позволяет
построить единую
функционально-организационную схему ответственности соответствующих органов
государственной власти и местного самоуправления, руководства предприятий и
организаций, а также обеспечить персональную ответственность должностных
лиц за реализацию стратегии.
Система стратегического
управления развитием края включает три функциональных блока (рис. 11):
§
стратегический (на краевом уровне – настоящая стратегия и
согласованные с ней концепция и программа
социально-экономического развития, схема территориального планирования
Алтайского края, нормативные, организационные и информационные
условия реализации стратегии; на муниципальном уровне – стратегии и комплексные
программы социально-экономического развития муниципальных образований,
согласованные со стратегическими документами краевого уровня);
§
программный (разработка и реализация среднесрочных программ
социально-экономического развития края, краевых, ведомственных целевых
программ, а также среднесрочных программ социально-экономического развития
муниципальных образований, согласованных с долгосрочными и среднесрочными
документами краевого уровня);
§
системы мониторинга реализации настоящей стратегии и
управления изменениями (индикативные планы и поддержка принятия решений на основе регулярного
мониторинга, оценки и анализа хода реализации стратегии, обеспечивающих отслеживание
отклонений от целевых значений показателей и оперативное реагирование на эти
отклонения).
Управленческие
решения, связанные с реализацией функций стратегического блока, принимаются на
уровне Губернатора
Алтайского края.
Управленческие решения, связанные с
реализацией функций программного блока, принимаются на уровне заместителей Губернатора Алтайского
края,
курирующих реализацию краевых целевых программ, и органов исполнительной власти Алтайского края, управляющих реализацией
ведомственных целевых программ и
подпрограмм краевых целевых программ.
Краевые целевые программы могут включать реализуемые
на территории края мероприятия федеральных целевых программ и приоритетных
национальных проектов, межрегиональных и международных проектов, стратегических
инвестиционных проектов, а также институциональные мероприятия.
Мероприятия и проекты, относящиеся к одной
отрасли или виду деятельности, группируются в соответствующие ведомственные
целевые программы.
Стратегические
цели и направления развития муниципальных образований прописываются в
соответствующих стратегиях и концепциях, которые согласуются с
документами стратегического блока краевого уровня (настоящей стратегией,
концепцией социально-экономического развития и схемой территориального
планирования Алтайского края). Концепции социально-экономического развития (как
элемент комплексных программ) муниципальные образования разрабатывают в
обязательном порядке. Решение о необходимости разработки стратегии
социально-экономического развития органы местного самоуправления принимают
самостоятельно. Стратегии рекомендуется разрабатывать лишь наиболее крупным
муниципальным образованиям.
Для
реализации стратегий и концепций развития муниципальных образований
разрабатываются среднесрочные программы социально-экономического развития, которые
согласуются с долгосрочными и среднесрочными документами краевого уровня.
Являясь
ядром системы стратегического управления края, система управления реализацией настоящей стратегии будет обеспечивать инновационный
характер управления развитием края, основанный на лучшем опыте и
своевременном выявлении проблем в нормативно-правовом регулировании и
организации управления социально-экономическим развитием. Исходя из этого будут
приниматься соответствующие нормативные правовые акты и осуществляться
изменения в функциях, а также, при
необходимости, и в структуре органов государственной власти края, направленные
на обеспечение эффективной координации процесса реализации стратегии.
Результаты функциональных и
структурных изменений закрепляются также в рамках системы индикативного
управления (положения о подразделениях, административные регламенты и
индикаторы их деятельности).
Стратегия определяет стратегические цели и направления развития края. На практике это
означает, что любое управленческое решение, касающееся развития края, должно
проверяться на соответствие стратегическим целям и направлениям. Это должно
быть решающим фактором при принятии решений по расходованию бюджетных средств,
при выборе инвесторов, при формировании порядка реализации краевых целевых
программ и т.п.
Государственная
поддержка и/или участие края в стратегических действиях, реализуемых в
негосударственном секторе, основываются на принципах проектного управления.
Проектный принцип государственной поддержки заключается в том, что использование
бюджетных средств в этих целях необходимо рассматривать как инвестиционный
проект, осуществляемый бюджетом с целью пополнения в дальнейшем его доходной
части. Каждый проект должен окупаться или, по крайней мере, быть
безубыточным (возвратность средств), что не исключает различия в условиях
возврата средств, инвестированных Администрацией края в проекты различного содержания и значимости.