Главная -> Полезные ссылки -> Стратегия развития Алтайского края до 2025 г.
К оглавлению
К предыдущему разделу
Изменение
структуры ВРП
К 2025 году структура ВРП претерпит существенные изменения
за счет усиления вклада в ВРП доли услуг (что стимулируется развитием
туристического направления), расширения инфраструктурной составляющей. Доля
сельского хозяйства и промышленности в ВРП сократится, несмотря на существенное
увеличение объемов производства
сельскохозяйственной и промышленной продукции (таблица 5).
Таблица
5
Изменение структуры ВРП Алтайского
края к 2025 году
Вид деятельности |
Объем доли, млн. руб. |
Объем, доли, % от ВРП |
Динамика роста направления к |
Объем доли, млн. руб. (в ценах 2006 года) |
Объем доли, % от ВРП |
Сельское хозяйство и
рыболовство |
29642 |
17,5 |
2,2 |
65212 |
11,0 |
Промышленность (добыча
полезных ископаемых, обрабатывающие производства) |
33035 |
19,5 |
3 |
99105 |
16,7 |
Производство и
распределение электроэнергии, газа и воды |
7869 |
4,6 |
2,3 |
18099 |
3,1 |
Строительство |
8303 |
4,9 |
4 |
33212 |
5,6 |
Оптовая и розничная
торговля, услуги ремонта |
36398 |
21,5 |
4,5 |
163791 |
27,7 |
Гостиницы, рестораны |
1738 |
1,0 |
5,5 |
9559 |
1,6 |
Транспорт и связь |
11708 |
6,9 |
4 |
46832 |
7,9 |
Финансовая деятельность,
операции с недвижимым имуществом |
9273 |
5,5 |
5,5 |
51002 |
8,6 |
Государственное управление
и обеспечение военной безопасности |
8332 |
4,9 |
3 |
24996 |
4,2 |
Образование,
здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих
коммунальных, социальных и персональных услуг |
22946 |
13,6 |
3,5 |
80311 |
13,6 |
Всего ВРП |
169244 |
|
|
592119 |
|
Таким образом, к 2025 году объем ВРП
Алтайского края вырастет в 3,5 раза по отношению к объему ВРП 2006 года (в
сопоставимых ценах).
В целом прогнозируемые структурные изменения в ВРП
Алтайского края соответствуют глобальным тенденциям и идут в общем тренде,
задаваемом приоритетами Правительства Российской Федерации.
Обеспеченность
роста ВРП трудовыми ресурсами
Согласно оптимистическому сценарию развития
демографической ситуации[1],
численность населения в Алтайском крае в
Данный сценарий основан на гипотезе, что в Российской
Федерации в целом, и в Алтайском крае в частности будут реализованы предпосылки
демографического роста за счет многих источников, в том числе за счет успешных
мер по укреплению здоровья населения, улучшению качества его жизни, увеличению
ожидаемой продолжительности жизни, стимулированию рождаемости, укреплению
института семьи, активизации миграционной политики и др. Согласно этому
сценарию в Алтайском крае предусматривается значительное сокращение показателей
смертности (особенно в младших группах населения трудоспособного возраста),
рост возрастных показателей рождаемости населения, преодоление негативных
миграционных тенденций. К
При этом население трудоспособного возраста составит
около 1500 тыс. чел. (в 2006 году численность населения трудоспособного
возраста в Алтайском крае составляла 1617,2 тыс. чел.), т.е. численность
населения трудоспособного возраста несколько сократится за счет общего старения
населения. Однако разница в численности
трудоспособного населения не окажет существенного влияния на обеспеченность
экономики трудовыми ресурсами, т.к. будет нивелирована снижением уровня безработицы
(в
С учетом того, что прогнозируется снижение уровня
безработицы до 2% (т.е. численность безработных по краю составит не более 30
тыс. чел.), и около 300 тыс. чел. придется на население трудоспособного
возраста, не занятого в экономике (сокращение доли учащихся трудоспособного
возраста, студентов, военнослужащих прогнозируется в связи с изменением
возрастной структуры населения к
Таблица 6
Изменение
структуры занятости экономически активного населения Алтайского края к
Вид деятельности |
Численность занятых, |
Доля занятых, |
Доля занятых, |
Численность занятых, |
Сельское хозяйство и рыболовство |
226,7 |
20,5 |
15,5 |
170,5 |
Промышленность (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства) |
177,4 |
16,1 |
14,2 |
156,5 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
37 |
3,3 |
1,9 |
21,0 |
Строительство |
55,4 |
5,0 |
5,7 |
62,7 |
Оптовая и розничная торговля, услуги ремонта |
157,6 |
14,3 |
19,1 |
210,1 |
Гостиницы, рестораны |
16,8 |
1,5 |
3,5 |
38,5 |
Транспорт и связь |
82,8 |
7,5 |
8,5 |
93,8 |
Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом |
53,6 |
4,9 |
5,8 |
63,5 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности |
68,5 |
6,2 |
5,3 |
58,2 |
Образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
228,8 |
20,7 |
20,6 |
226,7 |
Всего |
1104,5 |
|
|
1101,5 |
Преодоление негативных тенденций в демографической
ситуации Алтайского края создает базис трудовых ресурсов, с помощью которого
будет достигнут экономический рост. Здесь кроется один из существенных рисков реализации
стратегии – если негативные тенденции в демографии не будут преодолены, то не
будет основы, на которую должно опираться развитие края.
В этом отношении сценарий изменения численности
населения Алтайского края, рассчитанный Алтайкрайстатом как «средний» вариант,
предполагает сокращение численности населения до 2 224 тыс. чел. в
Таким образом, задача Администрации Алтайского края –
максимально содействовать преодолению негативных демографических тенденций,
укреплению здоровья населения, улучшению качества его жизни.
Развитие социальной сферы
Развитие экономики края, реализация стратегических направлений станет
основой для достижения новых стандартов уровня и качества жизни населения,
преобразований социальной сферы. Повышение
уровня жизни рассматривается как основополагающий элемент повышения ее качества.
Следствиями повышения качества жизни должны стать формирование мощного среднего класса и
перелом негативной демографической
ситуации, обеспечивающий закрепление устойчивой тенденции к росту численности
населения края.
Средняя заработная плата в крае достигнет уровня не менее 35 тыс. рублей в
ценах 2006 года. Её покупательная способность по отношению к
потребительскому минимуму возрастет не менее чем до 530% (при условии
увеличения прожиточного минимума до 6 тыс. рублей в ценах 2006 года).
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума упадет до 3-4%. Малообеспеченное население
составит 20-25%. Доля населения со средними доходами составит не менее 50-55%.
Благодаря внедрению инновационных технологий в строительстве,
производстве, в том числе на основе местного сырья, новых экономичных строительных
материалов, будет существенно улучшена ситуация с обеспеченностью населения
края жильем. За 2008-2025 годы в расчете на одного жителя будет
построено 8-
Достигнутый уровень расходов на здравоохранение и социальную защиту
населения, рассчитываемый как доля
от произведенной добавленной стоимости, существенно (до 60-65%)
приблизится к уровню развитых стран.
Не менее 50-55% экономически активного
взрослого населения будут иметь высшее образование.
В результате край сможет
реализовать потенциал развития промышленности, сельского хозяйства,
инновационной экономики, преодолев барьеры инфраструктурных ограничений.
Для развития отдельных направлений социальной сферы предстоит реализация следующих стратегических целей и
задач:
Стратегической целью развития социальной
поддержки населения является формирование в Алтайском крае такой
системы, при которой поддержка оказывается гражданам, оказавшимся не только за
чертой прожиточного минимума, но и в трудной жизненной ситуации: потеря работы, утрата
трудоспособности, длительная болезнь, преклонный возраст, одиночество,
сиротство, отсутствие определенного места жительства и т.д.
Одной из приоритетных задач демографической политики
края и стратегии его развития является увеличение продолжительности жизни населения края. Значение данного интегрального
показателя характеризует уровень и качество жизни в крае и определяется ими.
При этом одним из ключевых факторов снижения смертности и увеличения
продолжительности жизни является уровень
развития здравоохранения.
Решение задач развития здравоохранения Алтайского края
будет осуществляться в том числе в формате реализации приоритетного национального проекта
«Здоровье», рассчитанного на среднесрочную перспективу.
Стратегическая цель реализации указанного проекта на территории края, как и
в целом по стране – повышение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия.
Основные
приоритеты проекта:
·
развитие первичной медицинской
помощи;
·
развитие профилактического направления;
·
обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
Вклад системы
образования в повышение качества жизни населения края будет достигнут
за счет реализации стратегических действий по следующим основным направлениям:
·
обеспечение доступности и равных возможностей полноценного качественного
образования для всех жителей края (включая действия, направленные на сохранение
сети дошкольных и общеобразовательных учреждений; строительство детских садов в
городской местности, восстановление разрушенных – в сельской; развитие
учебно-материальной базы образовательных учреждений);
·
обеспечение системы образования Алтайского края высококвалифицированными
кадрами;
·
совершенствование экономических механизмов в сфере образования;
·
повышение эффективности и качества профессионального образования,
создание системы профессионального образования, обеспечивающей потребности
ключевых сфер деятельности экономики края.
Особое значение в поддержке основных направлений
развития системы общего образования имеет приоритетный национальный проект
«Образование».
Стратегическая цель реализации приоритетного национального проекта
«Образование» на территории края, как и в целом по стране – модернизация российского образования и достижение современного качества
образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим
условиям.
Реальный вклад жилищного строительства в
повышение качества жизни населения края будет достигнут за счет реализации
приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам
России».
Стратегической целью в
сфере жилищного строительства является создание условий, обеспечивающих
доступность жилья для разных категорий граждан.
Для комплексного решения проблемы
доступности жилья предполагается диверсификация финансовых механизмов
строительства и приобретения жилья для граждан с достаточной
платежеспособностью; государственная поддержка улучшения жилищных условий
социально уязвимых категорий населения в пределах установленных государственных
стандартов; развитие ипотечного жилищного кредитования.
Для обеспечения повышения
качества жизни и развития человеческого потенциала будут также реализованы стратегические
действия в таких областях, как культура, спорт.
В области культуры и спорта необходимо решение
следующих стратегических задач:
- сохранение
единого культурно-информационного пространства; улучшение условий доступа к
культурным ценностям для большинства населения;
- кардинальное улучшение материально-технической базы
учреждений культуры и спорта, для чего предполагается широкое привлечение
внебюджетных источников финансирования и активизация механизмов
частно-государственного партнерства; оснащение учреждений культуры и спорта
современным оборудованием, средствами обеспечения пожарной безопасности;
- сохранение историко-культурного
наследия;
- поддержка профессионального и самодеятельного творчества в крае,
создание условий для его развития, поддержание участия населения в российских и
краевых фестивалях искусств, спортивных соревнованиях;
- развитие и популяризация культуры разных
национальностей, проживающих на территории края;
- разработка и внедрение механизмов, сдерживающих до
приемлемого уровня рост стоимости услуг в культурной и
спортивно-оздоровительной сферах (в
т.ч. в частных учреждениях). Обеспечение на этой основе удовлетворения
потребностей населения, особенно детей и подростков, в повышении культурного
уровня и занятиях физкультурой и
спортом.
Важнейшим направлением обеспечения
уровня и качества жизни является также обеспечение общественной безопасности
и предотвращение угроз
возникновения социальной нестабильности.
К следующему разделу
К оглавлению